Парламент Турции ратифицировал заявку Швеции на членство в НАТО

Единственным противником расширения альянса за счет Стокгольма осталась Венгрия
Yves Herman / REUTERS
Yves Herman / REUTERS

Великое национальное собрание (ВНС, парламент) Турции в ночь на 24 января на своей генеральной ассамблее одобрило протокол о вступлении Швеции в НАТО. Поддержали ратификацию документа 287 из 346 принявших участие в голосовании депутатов ВНС, (всего их 600. – прим «Ведомости»), а 55 выступили против. Четверо воздержались. О ратификации протокола сообщает пресс-служба турецкого парламента.

«По итогам переговоров предложение [об одобрении протокола о членстве Швеции в НАТО] было принято и стало законом», – говорится в сообщении. После ратификации протокола документ должен быть передан на подпись президенту страны Реджепу Тайипу Эрдогану в течение нескольких дней.

Заседание длилось около четырех часов, передает газета Hurriyet. «За» проголосовали правящая Партия справедливости и развития (ПСР), союзная ей Партия националистического движения (ее лидер Девлет Бахчели 23 января анонсировал свою позицию), а также крупнейшая оппозиционная левоцентристская Республиканская народная партия (РНП).

Оппозиционная Хорошая партия проголосовала «против» (она заранее заявила, что не будет голосовать за членство Стокгольма в альянсе). Зампред по организационным вопросам в Хорошей партии Корай Айдын заявил, что «поддержка членства Швеции в НАТО без достижения Турцией конкретных выгод приведет к тому, что наша страна потерпит непоправимый вред» (цитата по Hurriyet).

Министр иностранных дел Швеции Тобиас Бильстрём заявил в ответ на эту новость, что «сегодня мы на один шаг ближе к тому, чтобы стать полноправным членом НАТО».

О том, что депутаты ВНС Турции утром 23 января начали дебаты по протоколу о вступлении Швеции в НАТО, сообщали агентство Anadolu, телеканалы CNN Turk и TRT Haber со ссылкой на источники в парламенте.

То, что депутаты правящего альянса и большинство оппозиционных депутатов в парламенте проголосовали за ратификацию протокола о вступлении Швеции в НАТО, неудивительно, считает турецкий политолог и преподаватель Анкарского университета Али Эмре Суджу. По его словам, противодействие со стороны депутатов из Хорошей партии и Партии счастья также предсказуемо не могло исход голосования – ведь требуется только абсолютное большинство голосов. При этом ратификация документа турецким парламентом не повлияет на российско-турецкие отношения, уверен Суджу.

По словам эксперта, двусторонние контакты Москвы и Анкары развиваются как на глобальном, так и на региональном уровнях. «Россия понимает императивы Турции. Динамика отношений может варьироваться в зависимости от хода переговоров, но вряд ли снятие Турцией вето на расширение НАТО станет переломным моментом для разрыва связей», – говорит эксперт.

Одним из условий Турции для снятия вето по членству Швеции в Североатлантическом альянсе были поставки американских истребителей: в октябре 2021 г. Анкара обратилась в Вашингтон с просьбой о покупке 40 F-16 и 79 комплектов модернизации для имеющихся на вооружении. Но американские парламентарии заблокировали этот запрос под предлогом нарушения прав человека в Турции. В декабре 2023 г. Белый дом одобрил продажу истребителей без указания четких сроков. Госсекретарь США Энтони Блинкен во время переговоров с министром иностранных дел Турции Хаканом Фиданом в Стамбуле 6 января заявил, что американским властям будет проще преодолеть сопротивление конгресса по поставкам машин лишь после вступления Швеции в НАТО. Эрдоган настаивает на одновременном решении этих двух проблем.

Швеция и Финляндия отказались от многолетнего нейтралитета после начала военной операции на Украине в феврале 2022 г. Финляндия стала 31-м членом НАТО в апреле 2023 г., а вступление Швеции в альянс натолкнулось на сопротивление со стороны Турции и Венгрии. Как утверждают турецкие власти, Стокгольм слишком лояльно относится к боевикам из Рабочей партии Курдистана (РПК, признана террористической Анкарой. – «Ведомости»), с которыми турецкие военные ведут многолетнюю вооруженную борьбу в Восточной Анатолии, Ираке и Сирии, а также к оппозиционерам, которые предположительно участвовали в несостоявшемся военном перевороте в Турции в 2016 г.

Впоследствии шведские власти согласились ужесточить свое антитеррористическое законодательство и даже экстрадировали в Анкару некоторых турецких граждан, вероятно связанных с РПК. На саммите НАТО в июле 2023 г. Стокгольм пообещал помочь в процессе вхождения Турции в ЕС. Власти Нидерландов, Канады и Финляндии смягчили политику относительно экспорта вооружений в Турцию. В ответ Эрдоган в конце октября направил на рассмотрение турецкого парламента протокол о расширении Североатлантического альянса.

После ратификации протокола Турцией Венгрия станет выдвигать условия для снятия своего вето, полагает эксперт ЦКЕМИ НИУ ВШЭ Кирилл Теремецкий. Будапешт ранее отказывался рассматривать вопрос о вступлении Швеции в альянс из-за критики со стороны Стокгольма ситуации с правами человека в Венгрии. 18 января глава администрации премьер-министра Виктора Орбана Гергей Гуяш на брифинге перед прессой заявил, что шведские власти «не предприняли никаких шагов для укрепления доверия между двумя странами». 23 января Орбан пригласил шведского премьера Ульфа Кристерссона в Будапешт для переговоров о вступлении его страны в альянс.

С одной стороны, продолжает Теремецкий, у Орбана и Эрдогана сложились доверительные отношения, руками венгров Анкара, возможно, попытается продвигать дополнительные требования к членам альянса. «С другой – Орбан представляет «партию мира» в украинском кризисе и он не заинтересован в эскалации отношений между Россией и Западом. Венгерские власти, используя шведскую карту, хотят, чтобы НАТО сменил свои подходы в текущем конфликте и готовил условия для начала российско-украинских переговоров», – объяснил эксперт. Но у НАТО нет рычагов давления на Венгрию, заключил эксперт.