Евросоюз и Китай все активнее скатываются к торговой войне

Бизнес еще может вмешаться в процесс для предотвращения конфликта
MARK R. CRISTINO / EPA / ТАСС
MARK R. CRISTINO / EPA / ТАСС

Европейский союз (ЕС) и Китай могут в скором времени перейти к открытому торговому противостоянию. Подобный сценарий допустили высокопоставленные чиновники в Брюсселе в комментариях изданию South China Morning Post. Ни одна из сторон не готова идти на принципиальные уступки, чтобы с их помощью разрешить накопившиеся противоречия. При этом Китай остается главным торговым партнером ЕС.

Отмечается, что в ЕС не удовлетворились недавними заверениями премьера Госсовета КНР Ли Цяна во время его выступления на Всемирном экономическом форуме в Давосе, где он говорил о политике открытости миру. Более того, затем Ли поехал с визитом в Ирландию, где объявил о введении одностороннего безвизового режима для ее граждан при поездках в КНР, а также согласился снять запрет на поставки ирландской говядины. Все это в Брюсселе рассматривают лишь как желание «воинственного и вставшего в оборону» Китая оттянуть время до важных выборов на Западе (президента США, Европарламента и т. д.), которые могут привести к трениям между союзниками.

Среди главных экономических обвинений, которые звучат от лидеров ЕС в адрес Пекина, торговый дисбаланс свыше 200 млрд евро, который вызван, по их словам, недопуском европейских товаров на китайский рынок, и субсидирование правительством КНР производства наводняющих Европу электромобилей и других товаров. Товарооборот Китая с ЕС (второй торговый партнер для Пекина) составил в 2023 г. $782,9 млрд. Экспорт КНР в страны сообщества составил по итогам 2023 г. $500 млрд (-10%), а импорт из ЕС – $281,7 млрд (-0,9%).

Все острые вопросы безрезультатно обсуждались в декабре 2023 г. на первом за четыре года очном саммите на высшем уровне. Тогда председатель Еврокомиссии (ЕК) Урсула фон дер Ляйен предупредила председателя КНР Си Цзиньпина, что в распоряжении ЕС «есть инструменты для защиты нашего рынка», в частности готовность принять меры, ограничивающие доступ китайцев к европейскому рынку медицинского оборудования (доступ к китайскому рынку для ЕС в этом секторе закрыт).

MARK R. CRISTINO / EPA / ТАСС

Утверждается, что в ответ на все предупреждения Си лишь посоветовал лидерам ЕС учиться на опыте бывшего президента США Дональда Трампа, развязавшего в 2018 г. торговую войну с Китаем, но в итоге «потерпевшего неудачу». И добавил, что если Европа решит вести аналогичную борьбу, то ее ждет такой же исход. В ответ на угрозы введения новых мер в случае отказа прислушаться к европейцам китайский лидер пообещал ответить тем же. Успехи же Китая в производственном секторе Си связал не с субсидиями, а с эффективностью и конкурентоспособностью продукции КНР. Переговоры такого плана высокопоставленный чиновник ЕС считает «рецептом торговой войны».

И начало 2024 г. показало, что стороны готовы к решительным действиям, которые лишь отдаляют их друг от друга. Власти Китая 5 января инициировали антидемпинговое расследование в отношении импорта бренди из ЕС. Решение о проведении расследования принято из-за жалобы, которую подала Китайская ассоциация производителей алкогольных напитков от лица местных производителей бренди.

А 24 января ожидается, что ЕС представит обновленную стратегию экономической безопасности, которая сделает упор на защите критически важных отраслей от инвестиционного контроля со стороны Китая и России. Как писало агентство Bloomberg со ссылкой на проект документа, она будет направлена на устранение «рисков для экономической безопасности ЕС» в отношениях с партнерами, «не разделяющими ценности» сообщества. В список критических технологий попали полупроводники, искусственный интеллект и биотехнологии.

Среди возможных мер рассматриваются ужесточение правил одобрения прямых иностранных инвестиций, координация экспортного контроля, а также разработка нового механизма контроля за утечками «чувствительных ноу-хау к противникам ЕС через зарубежные инвестиции». При этом документ не будет включать никаких юридически обязательных норм из-за нежелания некоторых государств – членов ЕС передавать еще больше полномочий Брюсселю и открывать фронт торговой войны с Китаем.

При рассмотрении динамики отношений Китая и ЕС не стоит концентрироваться только на политических событиях последних лет, говорит директор Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Василий Кашин. По его словам, еще в 2010-х ЕС стал испытывать растущую обеспокоенность в связи с китайскими программами ускоренного развития высокотехнологичных отраслей за счет их государственного субсидирования. Именно на этом фоне отношения сторон стали осложняться, так как ЕС в отличие от США не в состоянии проводить эффективную политику в сфере инноваций. Если Брюссель ничего не будет делать с текущими тенденциями, то Европа все больше будет проигрывать и отдавать свои рынки Китаю, сказал Кашин. КНР не идет на уступки, потому что ей тоже нужно защищать свой хайтек, а политическая позиция Пекина по СВО и другим вопросам лишь усугубляет общую ситуацию.

При этом китайцы пытаются влиять на отношения с европейцами своими методами – в частности, с помощью двусторонней дипломатии, как было, например, с визитом президента Франции Эмманюэля Макрона в КНР в 2023 г. Тогда он заключил там 14 контрактов в различных отраслях на несколько миллиардов долларов, после чего стал говорить о важности стратегической автономии Европы. Кроме того, китайцы действительно ждут результатов выборов на Западе, что может снизить там уровень трансатлантической солидарности и привести к обновлению политических элит, сказал эксперт.

С лидерами структур ЕС Китай говорит в последние годы с позиции силы, что с его точки зрения помогает предотвратить торговую войну, но такое поведение отчасти ведет к ненужным сложностям. Например, в конце 2020 г. сторонам с большим трудом удалось договориться об условиях Всеобъемлющего инвестиционного соглашения, но затем Китай ввел санкции против евродепутатов из-за резолюции Европарламента о правах человека в Синьцзяне, что привело к подвисанию парафирования этого документа. Кроме того, сложные личные отношения лидеров КНР с фон дер Ляйен играют свою роль и фигура нового руководителя ЕК может способствовать потеплению, полагает аналитик.

Эскалации торгово-экономического конфликта не будет, считает заместитель директора Института Европы РАН Владислав Белов. Эксперт объяснил, что ЕС продолжит не пускать китайских инвесторов в свою критическую инфраструктуру, а Китай – в свою. Но ЕС продолжит зависеть от Китая по критическим материалам, хотя и не перестанет искать альтернативы. Белов говорит, что политики в структурах ЕС в основном ориентируются на ценностный мягко ограничительный подход. Но его будет определять новый состав ЕК, который начнут формировать в июле. При этом внутри ЕС есть противоречия касательно развития отношений с Китаем. «Окончательные решения за бизнесом», – подчеркнул эксперт.

Из возможных ограничительных инструментов, которые может использовать ЕС, Белов назвал тарифы, экспортный контроль и отмену господдержки тех европейских компаний, которые нарушат его условия. В случае начала торговой войны с Китаем, которая, по мнению Белова, маловероятна, наибольший ущерб понесет высокотехнологичный сектор европейской экономики.