Эксперты представили рейтинг эффективности управления в регионах
АПЭК дал свой прогноз перестановок в губернаторском корпусеРегионы частично преодолели вызовы 2022 г. и показали рост среднего балла эффективности управления. Об этом говорится в XI рейтинге эффективности управления в субъектах России в 2023 г., подготовленном Агентством политических и экономических коммуникаций (АПЭК), с которым ознакомились «Ведомости». Эксперты в докладе выводят средний уровень эффективности управления регионом. В 2023 г. средний балл вырос до 0,594, тогда как в 2022 г. он был 0,585. Достигнуть уровня 2021 г., когда средний балл эффективности управления был 0,599, пока не удалось, говорится в рейтинге. Рост среднего балла эффективности показали 70 регионов, «что намного больше, чем в 2022 или 2021 гг. (16 и 29 регионов соответственно)», сообщается в докладе.
Причем больше всего увеличилась средняя оценка по финансово-экономическому блоку, меньше – по социальному, еще меньше – по политическому. Это свидетельствует «об относительно успешной стабилизации экономической ситуации в регионах при активном участии региональных властей», говорится в докладе. Но если средний балл по финансово-экономическому блоку пока не превысил показатель 2021 г., то показатель по социальному блоку оказался выше, чем два года назад. Средняя оценка по политическому блоку возросла незначительно, но она и так была самой высокой среди направлений, говорится в докладе.
Рейтинг показывает успешную адаптацию региональных властей к новым условиям, преодоление неизбежных управленческих трудностей, которые возникали в 2022 г., говорит соавтор доклада политолог Ростислав Туровский: «Поэтому рост баллов эффективности в 2023 г. стал логичным явлением. В первую очередь это относится к финансово-экономическому блоку, поскольку региональные власти потратили немало усилий на балансирование бюджетов и работу с бизнесом». Последнее было крайне важно, поскольку диалог с бизнесом позволил запустить новые предприятия и проекты, что помогло восстановительному росту экономики, добавляет эксперт: «И на губернаторов здесь легла немалая ответственность в обеспечении работы предприятий. В целом они с этой ответственностью справились».
Рейтинг АПЭК
Основан на экспертных оценках и статистических данных по регионам. Он делится на политико-управленческий, социальный и финансово-экономический блоки, каждый из которых представлен несколькими направлениями. По каждому дается оценка, которая выстраивается на основе средней экспертной оценки и усредненной совокупности статистических и рейтинговых показателей, а затем уже на их основе высчитывается средняя оценка по каждому из трех блоков.
По итогам 2023 г. первая пятерка регионов с самым эффективным управлением выглядит так: Москва, Тюменская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Тульская область и Чечня. В десятку вошли Московская область (поднялась с 13-го места на 6-е) и Санкт-Петербург (поднялся с 12-го места на 9-е). Также в десятке оказались Челябинская, Ленинградская и Белгородская области (последняя опустилась с 6-го места на 10-е). Покинули же десятку Ростовская и Калужская области. Худшим регионом эксперты назвали Хакасию (ее возглавляет коммунист Валентин Коновалов).
Эксперты также напоминают, что в 2024 г. ожидается проведение прямых выборов губернаторов в 16 регионах. Наиболее сильные позиции среди тех глав, кому предстоит избираться, согласно рейтингу, у Алексея Текслера (Челябинская область), Александра Беглова (Санкт-Петербург), Валерия Лимаренко (Сахалин), Радия Хабирова (Башкортостан). К проблемным же регионам, согласно рейтингу, эксперты отнесли Астраханскую область, Ставрополье, Курганскую область, Алтай, Волгоградскую область и Калмыкию.
В регионах, где в сентябре должны пройти выборы глав субъектов, вероятность отставок на среднем уровне сохраняется в Оренбургской области и Забайкальском крае, выше среднего – в Республике Алтай, считает гендиректор АПЭК, один из авторов доклада Дмитрий Орлов. «В случае с оренбургским губернатором Денисом Паслером факторы риска усиливаются на фоне проходивших в предыдущие годы резонансных расследований, а позиции главы Забайкалья Александра Осипова неустойчивы с учетом ряда социально-экономических проблем региона, в том числе в сфере ЖКХ», – считает Орлов.
Проблемным фактором для главы Алтая Олега Хорохордина остается как протестный характер региона (например, на думских выборах-2021 поддержка КПРФ по региону составила 30,09%), так и ряд событий последних месяцев, включая, например, проблемы с поставками лекарств для онкобольных, на что обращал внимание Народный фронт, продолжает Орлов. «Негативные сигналы получили губернатор Курганской области Вадим Шумков (вспомним расследование в отношении теперь уже экс-главы Кургана Елены Ситниковой) и глава Башкирии Радий Хабиров (беспорядки в Баймаке, задержание руководителя управления главы Башкирии по социальным коммуникациям Елены Прочаковской)», – говорит эксперт.
Кадровые изменения не всегда связаны с эффективностью власти в регионах, считает Туровский: «И в этот раз прямой связи не будет, поскольку центру не с руки обвинять губернаторов в каких-либо провалах. Тренд все-таки позитивный». Он предполагает, что возможные замены будут связаны скорее с политическими раскладами в центре, чем с разбором полетов в сфере социально-экономического управления.
Последние несколько лет кадровые замены среди губернаторов были точечными и связаны с тремя факторами, говорит политолог Александр Кынев: «Первый фактор – это длительность нахождения у власти, когда возрастных губернаторов меняют на молодых технократов. И тут вопрос возникает по Бочарову и Владимирову. Правда, могут учитываться и индивидуальные особенности, если они идут против идеологического тренда, например Бочаров – Герой России». Второй фактор – это когда сами губернаторы хотят уйти или объективно не справляются, вроде рязанского Николая Любимова или экс-главы Коми Владимира Евстифеева, считает Кынев. «Третий фактор – это когда отставки являются частью больших перестановок, что может быть в год выборов президента. Губернаторы могут перейти в федеральные органы власти», – добавляет эксперт.