Западные члены Арктического совета прервали отношения с Россией

Москве следует развивать отношения в Арктике с другими странами
Антон Новодережкин / ТАСС
Антон Новодережкин / ТАСС

Отношения России с другими членами Арктического совета практически прекратились во время ее председательства в 2022-2023 гг. после начала военной спецоперации, но взаимодействие с партнерами по Арктике необходимо для нее как главной арктической державы мира. По словам декана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Анастасии Лихачевой, арктические государства не в состоянии отгородить свои зоны от зон других стран, создав таким образом «холодный райский сад» в конкретном месте.

Тем не менее решающее положение России в арктических делах не должно подвергаться сомнению. Россия, как отмечает эксперт, располагает самым крупным ледокольным флотом, а глубина ее стратегического планирования в Арктике несопоставима с таковой у других стран, заявила Лихачева на заседании клуба «Валдай», посвященном итогам председательства России в совете.

Лихачева напомнила, что целью Основ российской госполитики в Арктике до 2035 г. является обеспечение безопасности и устойчивое экономическое развитие региона вместе с международным сотрудничеством. Тем не менее по геополитическим причинам страны – члены совета прервали связи с Москвой. Это, в свою очередь, сподвигло Россию на более активное взаимодействие с неарктическими странами, с которыми за время председательства провела 70 совместных мероприятий. «Нужно признать, что Арктический совет – это не удельное княжество», – заявила Лихачева., подчеркивая, что расширение взаимодействия с неарктическими странами вполне соответствуют целям и интересам России в регионе.

С исключительным положением России в регионе согласился и специальный представитель госкорпорации «Росатом» по вопросам развития Арктики Владимир Панов. За 2023 г., заявил Панов, Россия поставила рекорд по товаропотоку через Северный морской путь – 36,25 млн т. По его словам, «каждый шестой рубль» в России производится за счет Арктической зоны, повлиять на которую в принципе не могут даже геополитические процессы. Россия, продолжил Панов, будет по объективным причинам опережать другие страны Арктического совета по реализации различных проектов в регионе.

За то, что совет должен продолжить свое функционирование, выступил и другой участник дискуссии, профессор Университета Юго-Восточной Норвегии Гленн Дисэн. По его словам, совет не заточен на решение геополитических проблем, а со вступлением Швеции в НАТО сложится ситуация, в которой все государства, кроме России, являются членами враждебного России альянса. В этих условиях Россия перенаправляет финансовые и логистические потоки с Запада на Восток, а БРИКС начинает играть более важную роль в международных делах. Сейчас регион становится местом все более ожесточенной конкуренции. России же необходимо искать для себя новых партнеров и вырабатывать евразийский подход к Арктике вместо европейского, увеличивая роль БРИКС и создавая для новых партнеров новые институты, сказал Дисэн.

Будущее Арктического совета во многом зависит от председательствующей в нем сейчас Норвегии, считает младший научный сотрудник Отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН Никита Белухин. Пока что Норвегия осознает ценность взаимодействия с Россией и пытается восстановить контакты в рабочих и экспертных группах, в том числе касающихся проблем коренных народов Севера. Эти контакты налаживаются и сохраняются, а сама Норвегия поставила перед собой целью сохранение Арктического совета. Тем не менее деятельность Норвегии ведется по двум трекам – с одной стороны заявляется о возможности работы с Россией, с другой – идет подготовка к росту напряженности в регионе, резюмирует эксперт.