Непарламентские партии не заработали на бесплатный эфир
Центризбирком рассказал, почему некоторым кандидатам, возможно, придется использовать его на коммерческой основеЦентризбирком (ЦИК) утвердил порядок проведения жеребьевки по распределению бесплатного эфирного времени и площади в печатных СМИ среди зарегистрированных кандидатов в президенты. В ходе предстоящей предвыборной кампании 2024 г. впервые будет применена норма ст. 51 закона о выборах президента (она существует с 2009 г.), согласно которой бесплатные эфирное время и печатную площадь не предоставят кандидатам от партий, получившим менее 2% голосов избирателей на прошлых президентских выборах. Об этом сообщила секретарь комиссии Наталья Бударина на заседании ЦИК 17 января.
Пока ЦИК официально зарегистрировал только трех кандидатов в президенты: это председатель ЛДПР Леонид Слуцкий, вице-спикер Госдумы Владислав Даванков от «Новых людей» и депутат Госдумы от КПРФ Николай Харитонов. В случае, если официально зарегистрируют других «партийных» участников гонки, то права на бесплатное эфирное время не будет у Бориса Надеждина от «Гражданской инициативы» (в 2018 г. от этой партии баллотировалась Ксения Собчак, набрала 1,68%), у Сергея Бабурина от «Российского общенародного союза» (в 2018 г. он же баллотировался, набрал 0,65%) и у Сергея Малинковича от «Коммунистов России» (в 2018 г. баллотировался Максим Сурайкин, набрал 0,65%), пояснила Бударина. Они вправе участвовать в жеребьевке на получение эфирного времени и печатной площади из бесплатного объема, но за счет средств своего избирательного фонда, уточнила секретарь ЦИК.
Всего с 2009 г. прошло две президентские кампании: в 2012 и 2018 гг. В 2012 г. участвовал Владимир Путин от «Единой России» (набрал 63,60%), Геннадий Зюганов от КПРФ (набрал 17,18%), Владимир Жириновский от ЛДПР (набрал 6,22%), Сергей Миронов от «Справедливой России» (набрал 3,85%) и самовыдвиженец Михаил Прохоров (7,98%). Никто из них не набрал меньше 2%, а значит, на кандидатов от этих партий на следующих выборах в 2018 г. эта норма не распространялась.
Правила дебатов
В 2018 г. формат дебатов предусматривал одновременное участие всех кандидатов в каждом раунде: Бабурина, Павла Грудинина (КПРФ), Жириновского, Путина, Собчак, Сурайкина, Титова и Явлинского. Путин при этом традиционно от участия в совместных агитационных мероприятиях отказался, но агитационные ролики и дебаты в региональном эфире оставили (на них могут ходить и доверенные лица), пояснил тогда «Ведомостям» пресс-секретарь избирательного штаба Путина Андрей Кондрашов.
РБК со ссылкой на источник отмечал, что было решено минимизировать «прямую агитацию» в эфире, поскольку присутствие Путина «якобы создает диспропорцию» по сравнению с другими кандидатами.
В 2012 г. пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков объяснял решение так: «Участие кандидата в президенты Владимира Путина в телевизионных предвыборных дебатах сопряжено с необходимостью оформления отпуска в соответствии с действующим законодательством, что, безусловно, не позволит ему в должном объеме исполнять обязанности председателя правительства». В 2008 г. Дмитрий Медведев (участвовал в кампании, будучи первым вице-премьером) также от дебатов отказался.
В 2018 г. все участники выборов от парламентских партий и победитель кампании самовыдвиженец Путин вновь набрали больше установленной теперь в 2% планки. Но Собчак от «Гражданской инициативы» набрала 1,6%, Сурайкин от «Коммунистов России» – 0,68%, Бабурин от «Российского общенародного союза» – 0,65%, лидер партии «Яблоко» Григорий Явлинский – 1,05%, а Борис Титов от Партии роста получил 0,76%. 24 декабря 2023 г. Партия роста примкнула к «Новым людям».
Кандидаты должны до 11 февраля направить в ЦИК письменную заявку на участие в жеребьевке, она состоится после завершения регистрации кандидатов – не позднее 15 февраля. График распределения эфирного времени будет утвержден не позже 16 февраля, говорится в принятом ЦИК постановлении. Период агитации в СМИ начнется 17 февраля и продлится до 00.00 15 марта 2024 г., т. е. до первого дня голосования.
Бесплатное эфирное время будет предоставлено на пяти телеканалах: «Первый канал», «Россия 1», «Россия 24», «ТВ Центр» и ОТР, а также на трех радиостанциях – «Маяк», «Вести FM» и «Радио России», бесплатная печатная площадь будет доступна в 13 федеральных государственных СМИ, добавила Бударина.
Предоставленную возможность позволено использовать для дебатов, предвыборной агитации политическими партиями, а также для размещения агитационных роликов. Минимальный объем эфирного времени – не менее одного часа по рабочим дням, точный объем будет определен по итогам регистрации всех кандидатов, пояснила секретарь ЦИК. Региональные компании выделят для кандидатов не меньше получаса в рабочие дни.
Бесплатное время нужно для того, чтобы избиратели могли услышать аргументы всех кандидатов вне зависимости от того, насколько хорошо они известны на старте, пояснил «Ведомостям» электоральный эксперт Станислав Андрейчук. Впрочем, шансов у Надеждина попасть в бюллетень немного, считает первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. Малинкович и Бабурин могут не успеть собрать 100 000 подписей, отмечает он. Впрочем, сами дебаты как жанр сейчас не пользуются такой популярностью у избирателя, как раньше, поэтому кандидаты не будут делать на них ставку, заключил он.