Зачем назначенный военными премьер Нигера прибыл в Москву

Страна пытается диверсифицировать внешние связи
Сергей Пятаков / ТАСС
Сергей Пятаков / ТАСС

Премьер-министр Нигера Али Ламин Зейн прибыл с визитом в Москву, сообщили «Ведомостям» утром 16 января в пресс-службе МИД России. Лиц из российского руководства, с которыми встретится Зейн, а также повестку его визита в ведомстве не уточнили. Позже пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил журналистам, что Владимир Путин не планирует встречаться с премьером Нигера. Али Ламин Зейн был назначен премьером военными, которые пришли к власти в ходе переворота в июле 2023 г.

Вечером 16 января с премьером Нигера встретился вице-премьер России Алексей Оверчук, подчеркнувший необходимость развития торгово-экономических связей двух стран и партнерства в сельском хозяйстве, энергетике, инфраструктуре и геологоразведке. После также прибывший в Москву министр обороны Нигера Салифу Моди провел рабочие переговоры с замминистрами обороны России Александром Фоминым и Юнус-Беком Евкуровым. Как пояснили в ведомстве по итогам встречи, стороны договорились «активизировать совместные действия по стабилизации ситуации в регионе».

В анонсе визита в соцсети Х, который 15 января опубликовал Альянс стран Сахеля (Alliance des États du Sahel, AES – оборонительный союз военных правительств Мали, Нигера и Буркина-Фасо, созданный в сентябре 2023 г.), говорилось, что Зейн посетит Россию, а затем Сербию, Турцию и Иран. Премьера сопровождают, согласно заявлению AES, министры обороны, нефти, молодежи и спорта, сельского хозяйства, торговли и здравоохранения. Целью турне является стремление «диверсифицировать своих партнеров, укрепить всестороннее сотрудничество [с перечисленными странами] в области обороны, сельского хозяйства, энергетики, медицинского оборудования и нефти».

Правящий Нигером Национальный совет спасения родины легитимным признали лишь соседи и союзники по AES – Мали и Буркина-Фасо. В этих странах военные пришли к власти в 2020–2021 и 2022 гг. соответственно. Переворот в Нигере произошел 27 июля 2023 г., президента Мохамеда Базума поместили под домашний арест. Новым лидером стал начальник президентской гвардии Абдурахман Тчиани. 10 августа военный совет сформировал гражданское правительство. Соседи Нигера в июле – августе готовили в рамках экономического союза ЭКОВАС интервенцию, чтобы вернуть Базума к власти. В Кремле осудили внешнее вмешательство. Африканский союз, Вашингтон и Париж поддержали идею вторжения, но оно не состоялось. ЭКОВАС ввело экономические санкции и блокаду. ЕС, Франция, США прекратили финансовую помощь Нигеру.

В начале декабря 2023 г. Нигер аннулировал военное партнерство с ЕС. Буркина-Фасо и Нигер в декабре 2023 г. вышли и из созданного для борьбы с исламистами объединения G5 Sahel («Сахельская пятерка»). В результате Франция в конце декабря 2023 г. завершила вывод своих войск из Нигера. Париж эвакуировал из страны и свое посольство после его пятимесячной блокады. США, имеющие крупнейшую иностранную военную базу в стране, не разрывают контактов с новым правительством. Посол США Кэтлин Фитцгиббон, прибывшая в августе, в начале декабря 2023 г. вручила верительные грамоты назначенному военными главе МИД Нигера Бакари Яу Сангаре. Фитцгиббон, по объяснению госдепа США, будет добиваться восстановления конституционного порядка и освобождения Базума.

Военные Нигера наращивают контакты с Россией. Сначала в июле 2023 г. министр иностранных дел Сергей Лавров настороженно отнесся к перевороту, назвав его «антиконституционной затеей». Но уже в сентябре начались встречи нигерского руководства с российскими военными. 16 сентября Евкуров встретился в Мали с новым министром обороны Нигера Салифой Моди. В тот же день Мали, Нигер и Буркина-Фасо создали союз AES. В декабре 2023 г. Евкуров впервые посетил столицу Нигера Ниамей.

На шестой месяц у власти военные Нигера чувствуют себя относительно безопасно на международной арене, признает научный сотрудник Института востоковедения РАН Григорий Лукьянов. Несмотря на санкции и отсутствие формального признания, интервенция не состоялась, США не проявляют особой враждебности. Руководство Нигера проводит политику на сближение в военной области с Мали и Буркина-Фасо, отмечает Лукьянов.

Помимо военного сотрудничества у властей Нигера есть потребность в расширении экономических контактов с новыми партнерами для привлечения капитала, технологий, решений по модернизации страны, говорит востоковед. «Закладывается новый фундамент внешних связей страны. Это может быть выгодно России и Турции как конкурентам Запада и противникам присутствия Франции в Африке. В Нигере понимают риски сотрудничества с одним лишь Китаем», – подчеркивает эксперт. Он заметил, что отсутствие формального признания военного правительства не является преградой для связей с Россией на высоком уровне, как и в аналогичных случаях с Ливией или талибами («Талибан» объявлен террористической группировкой и запрещен в РФ) в Афганистане.

Нигер, зависимый от внешней помощи, оказался в сложной ситуации: Ниамей ищет альтернативу западной помощи в Москве, говорит доцент факультета мировой политики МГУ Наталья Пискунова. «Для России Нигер интересен для укрепления влияния в Западной Африке, где Москва относительно новый игрок, диверсификации экспорта, прежде всего продовольствия. Возможно развитие сотрудничества в области транспорта и логистики», – полагает Пискунова.