На выборах главы Тайваня победил кандидат от антипекинской партии

Это не должно привести к резкой эскалации, но осложняет задачу воссоединения острова
Ann Wang / Reuters
Ann Wang / Reuters

Согласно предварительным результатам Центральной избирательной комиссии, на выборах президента Китайской республики на Тайване победу одержал кандидат от правящей Демократической прогрессивной партии (ДПП) Лай Циндэ (Уильям Лай). Эта сила традиционно выступает за полную независимость острова, который Пекин де-факто не контролирует с 1949 г.

По итогам подсчета почти 99% голосов Лай набрал 40,1%, а у идущего вторым кандидата Хоу Юи от партии Гоминьдан, более склонной к диалогу с КНР, – 33,5%. Третье место занял председатель либеральной Тайваньской народной партии (ТНП) Кэ Вэньчжэ с 26,5%. Явка на голосовании составила 69,8%.

64-летний Лай сейчас занимает должности вице-президента Тайваня и председателя ДПП. После его инаугурации 20 мая вице-президентом станет бывший представитель Тайваня в США Сяо Мэйцинь.

В своей победной речи Лай Циндэ заявил, что он будет привержен «защите острова от угроз и запугивания со стороны материкового Китая», передает TVBS. Он заверил, что намерен сохранять статус-кво в Тайваньском проливе. «Поддержание мира по обе стороны пролива – важная миссия для меня как президента. Я буду соблюдать конституцию Китайской Республики», – сказал он. Таким образом, он делает акцент на том, что остров уже сейчас суверенен и не нуждается в новом акте провозглашения независимости. «При взаимном уважении и паритете между двумя сторонами Тайвань желает вести диалог с Китаем», – заверил Лай Циндэ.

Хоу Юи признал поражение в выступлении перед своими сторонниками, принеся им свои извинения. При этом, судя по итогам голосования, реальные шансы у оппозиции на победу были бы в случае, если бы Хоу Юи и Кэ Вэньчжэ определились с единым кандидатом в ноябре 2023 г. Причиной срыва уже достигнутой договоренности стало разночтение опросов общественного мнения, которые должны были показать, у кого из двух кандидатов больше шансов стать президентом.

Одновременно на Тайване прошли выборы в Законодательный юань (парламент). Пока там ясно распределение мест по пропорциональным спискам (34 места из 113): ДПП лидирует с 37%, затем идет Гоминьдан с 34,46% и народная партия с 22%. Впрочем, окончательное распределение сил будет понятно после подсчета всех мажоритарных округов. Вероятней всего, ни у ДПП, ни у Гоминьдана не будет абсолютного большинства.

Победа Лая привела к тому, что впервые с момента проведения на острове свободных выборов в 1996 г. у власти окажется президент одной силы третий срок подряд. Такое развитие событий считается крайне нежелательным для Пекина, где считают Тайвань своей неотъемлемой частью, а дело воссоединения с ним – коренным интересом. Представитель канцелярии по делам Тайваня при Госсовете КНР Чэнь Биньхуа, в частности, прямо накануне выборов говорил об опасности курса правящей партии острова и о том, что Лай Циндэ может спровоцировать конфликт между двумя сторонами Тайваньского пролива.

Лай пришел в политику из медицины. В 1990-е в качестве депутата он выступал с весьма радикальными лозунгами вроде «Независимый Тайвань навеки», был одним из лидеров радикального крыла ДПП по этому вопросу. С 2010 по 2017 г. занимал пост мэра Тайнаня (четвертый по населению город острова), а с 2017 по 2019 г. – премьер-министра Тайваня. Свою резкую риторику он несколько смягчил в последние годы, приблизившись к позиции действующего президента Цай Инвэнь. Она сохраняет стремление к полностью самостоятельному курсу острова, избегая при этом резких выпадов в адрес материка.

Правящая партия Тайваня готова более жестко отстаивать международно-политическую субъектность острова, говорит руководитель Школы востоковедения НИУ ВШЭ Андрей Карнеев. Гоминьдан имел менее четкую позицию: выступая за сотрудничество с материком, он выступал против объединения с ним. Кроме того, фигура кандидата от Гоминьдана Хоу Юи оказалась не самой подходящей – как по внешним данным, недостатка харизмы, так и из-за деталей его биографии (пришел в политику из полиции).

Новое качество нынешней ситуации заключается в том, что президент от ДПП будет у власти находиться третий срок подряд, и это свидетельствует об определенном сдвиге среди тайваньских избирателей и усложняет ситуацию для Пекина, говорит Карнеев. Но, скорее всего, конкретные действия нового президента будут весьма осторожными, как и реакция КНР. Военные учения китайской армии стимулируют жителей Тайваня к проявлению еще большего негатива по отношению к Пекину. Вероятно, в КНР попробуют теперь установить неформальные контакты с правящей партией острова, допускает Карнеев. Кроме того, в случае если ДПП потеряет в парламенте абсолютное большинство, то это может усложнить жизнь Лаю. Стоит учитывать, что для избирателей острова были важны позиции партий не только относительно курса КНР, но и по экономической политике и в социальной сфере, заключает Карнеев.