Рада вернула на доработку правительству Украины законопроект о мобилизации
Документ предполагал широкие ограничения прав военнообязанныхЗаконопроект об ужесточении политики мобилизации граждан на Украине возвращен правительству страны на доработку. Об этом днем 11 января сообщил глава правящей фракции «Слуга народа» в Верховной раде Давид Арахамия. При этом он же еще поздно вечером 10 января опровергал информацию о том, что решение об отзыве принято, отвечая на заявление депутата Рады от «Слуги народа» Алексея Гончаренко (внесен в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга). 11 января документ должен был рассматриваться в первом чтении.
Теперь, когда информация об отправке законопроекта на доработку подтвердилась, Арахамия объяснил, что решение приняли по итогам закрытого совещания с военным командованием, в котором участвовали главнокомандующий ВСУ Валерий Залужный, министр обороны Украины Рустем Умеров, руководство рады, главы фракций и комитетов.
«Мы понимаем запрос военного командования [по ужесточению норм мобилизации и увеличению призыва] и готовы идти навстречу. Но не все нормы могут быть поддержаны. <...> По результатам совещания законопроект возвращается инициатору», – написал Арахамия в своем Telegram-канале.
При этом, по его словам, «все политсилы поняли и поддерживают необходимость [дополнительной] мобилизации». В конце ноября украинский президент Владимир Зеленский поручил военным и правительству подготовить ее комплексный план.
Потенциальные расходы на дополнительную мобилизацию президент Украины оценил в 500 млрд гривен (около $13,4 млрд). 19 декабря на пресс-конференции Зеленский сообщил о запросе военных на мобилизацию до 500 000 мужчин в течение 2024 г. Главком ВСУ Залужный 26 декабря отрицал, что военные требуют именно такого объема мобилизации.
Как хотят проводить мобилизацию на Украине
Законопроект был внесен в раду 25 декабря и, как говорится в его пояснительной записке, преследует цель «должного укомплектования боевых подразделений». Для этого предлагается снизить верхний порог призывного возраста для срочной службы с 27 до 25 лет, разрешив мобилизацию с 25; увольнять мобилизованных только при достижении предельного возраста в 60 лет, по состоянию здоровья, после непрерывной службы в течение 36 месяцев с момента введение военного положения, наличии инвалидности I или II группы, после освобождения из плена; создать на каждого военнообязанного, призывника и резервиста электронную карточку и личный кабинет, где он будет обязан зарегистрироваться; рассылать повестки в военкомат через электронный кабинет (сейчас – лично в руки); лишить права на отсрочку чиновников, сотрудников бюро экономической безопасности Украины, государственной исполнительной службы Украины и прокуратуры; вносить в реестр уклонистов от срочной службы и мобилизации, применять к ним ограничения в виде запрета на выезд за границу и проведение операций с имуществом, ограничение на получение водительских прав, отказ в кредитах и займах, льготах, выплатах и услугах от государства до появления в военкомате.
При этом внесенный параллельно законопроект об ужесточении наказаний за уклонение от мобилизационных мероприятий остался в повестке Рады и возвращаться на доработку не будет.
По мнению старшего научного сотрудника ИМЭМО РАН Дмитрия Офицерова-Бельского, власть хочет показать обществу, что самый жесткий вариант законопроекта благодаря ее усилиям удалось отклонить. «Но одновременно это и способ донести до общества содержание следующих шагов, постепенное согласие с которыми нужно вырабатывать уже сейчас», – отмечает Офицеров-Бельский.
Более того, продолжает эксперт, изначально заложенные в законопроект жесткие мобилизационные меры уже начинают неоднозначно восприниматься в ЕС.