За вице-спикерами Госдумы закрепят Aurus, а за главами комитетов – новую Lada

Нижняя палата начала обновление автопарка отечественными автомобилями
Вслед за спикером Госдумы Вячеславом Володиным и высшими чиновниками на Aurus пересядут его замы, а другим депутатам достанется альтернатива в виде «Лады»
Вслед за спикером Госдумы Вячеславом Володиным и высшими чиновниками на Aurus пересядут его замы, а другим депутатам достанется альтернатива в виде «Лады» / Андрей Гордеев / Ведомости

В Госдуму поступили 33 машины Lada Vesta, на которые должны будут пересесть с этого года депутаты. Об этом «Ведомостям» сказал собеседник в аппарате нижней палаты. По его словам, этими машинами смогут пользоваться рядовые депутаты Госдумы, при этом они не будут закреплены за конкретными парламентариями. Ранее «разгонными» машинами, которые перевозили рядовых депутатов, были Ford Mondeo и Hyundai. По мере выбытия остальных машин из автопарка Госдумы замена на отечественные автомобили продолжится.

Кроме того, в этом году уже может начаться замена автомобилей, закрепленных за руководством палаты, добавляет собеседник «Ведомостей». По его словам, вице-спикеры Госдумы и руководители фракций будут ездить на Aurus – именно эта машина сейчас закреплена за председателем Госдумы Вячеславом Володиным. Главам же комитетов могут предоставить новую модель Lada, вероятнее всего Aura. Сейчас за вице-спикерами Госдумы и руководителями фракций закреплены Genesis, а за главами комитетов – BMW и Genesis.

Володин в конце года сообщил, что в гараж Госдумы поступили первые российские автомобили Lada Vesta. По словам одного из депутатов, в думском автопарке действительно появились Lada Vesta, но депутаты продолжают ездить и на Ford, и на Hyundai. Самыми старыми машинами в автопарке, по его мнению, являются как раз Hyundai – им по восемь-десять лет.

Если за руководством Госдумы и главами комитетов закреплены отдельные машины, то рядовые депутаты обычно используют машину из думского автопарка «по вызову», предупреждая о времени поездки и маршруте заранее, объясняет он. По его словам, в ближайшее время ожидается поставка и автомобилей «Москвич».

19 декабря «Ведомости» писали, что в органы исполнительной власти российских регионов поступило письмо руководителя аппарата Госдумы Игоря Дивейкина, в котором со ссылкой на решение Володина предлагается с 1 января 2024 г. всех депутатов пересадить на автомобили отечественных производителей. Решение о том, чтобы депутаты использовали их в регионах, от которых они избраны в Госдуму, было принято еще в сентябре.

Обсуждение же о том, чтобы пересадить депутатов на отечественные автомобили, началось в июле 2023 г. Тогда Володин предложил, чтобы депутаты Госдумы пересели на российские автомобили, отметив, что «как можно быстрее» парк Госдумы должны пополнить «Лады» и «Москвичи».

В октябре 2023 г. Минпромторг подготовил рекомендации по приоритетному использованию отечественных автомобилей госслужащими. В перечень вошли автомобили с российским VIN-номером, которые производятся в России в рамках специальных инвестиционных контрактов.

Депутаты встраиваются в общий тренд отказа от всего западного, причем касается это не только автомобилей, говорит политолог Алексей Макаркин: «Попытки пересадить чиновников и депутатов на российские автомобили были еще в 1990-е гг., тогда это пытался сделать вице-премьер Борис Немцов. Правда, делал он это по другим причинам. Поскольку он прежде был губернатором Нижегородской области, то это могло поддержать производство «Волги» на ГАЗе».

Тогда это сделать не получилось, депутаты смотрели на карьерную траекторию Немцова и инициатива осталась нереализованной, говорит эксперт: «Сейчас же отказаться уже невозможно».

«Идея пересесть на отечественные авто прозвучала в июле прошлого года во время правчаса с министром финансов Антоном Силуановым как будто спонтанно. <...> Затем эту тему поддержал президент Владимир Путин, и она быстро стала для депутатов идеей фикс», – говорит член комитета по политтехнологиям РАСО Павел Склянчук. Но безболезненная для бюджета замена автопарка не может быть одномоментной, а только по мере выбытия используемых управделами администрации президента иномарок, говорит он: «Поэтому, скорее всего, этот процесс растянется, а значит, пиар-эффект будет смазан». Тем более что сами граждане сейчас ездят на иномарках и запроса на то, чтобы служебные автомобили были именно российскими, как это было в 1990-х, больше нет.