Мальдивские острова разрываются между Индией и Китаем
За оскорбление индийского премьера они могут лишиться главного источника туристовПрезидент находящихся у западного побережья Индии Мальдивских островов Мохамед Муиззу 9 января прибыл с первым визитом после избрания в октябре 2023 г. в Китай, который является главным кредитором этой страны. В программе визита – встреча с председателем КНР Си Цзиньпином и премьером Ли Цяном и обсуждение инвестиций в мальдивскую экономику, в том числе в рамках инициативы «Пояс и путь». Но поездка омрачена скандалом с Индией, начавшимся с оскорблений мальдивскими чиновниками премьера Нарендры Моди.
Моди 4 января разместил в соцсети X (бывший Twitter) фотографии отдыха на пляже в Лакшадвипе – цепи принадлежащих Индии островов к северу от Мальдив. Премьер призвал сограждан чаще посещать этот архипелаг для отдыха.
7 января три замминистра информации Мальдив опубликовали оскорбительные комментарии в X в адрес Моди, назвав его «клоуном» и «марионеткой Израиля», указав согражданам-мусульманам на связи Дели и Тель-Авива, ведущего войну в секторе Газа. Это вызвало бурю возмущения уже в индийских соцсетях.
Хотя вскоре этих чиновников уволили, EaseMyTrip, вторая по охвату платформа по бронированию в Индии, приостановила бронирование на Мальдивы. Как сообщает туристический портал Skift, в соцсетях появилась информация об отмене индийскими туристами более 8000 бронирований гостиниц и более 2500 авиабилетов на Мальдивы. МИД Индии вызвал в понедельник посла островного государства и выразил ему протест. 9 января с призывом «открыть для себя красоту индийских островов» и не ездить на Мальдивы выступили звезды Болливуда Амитабх Баччан, Салман Кхан и Акшай Кумар. Призыв поддержали индийские политики.
Индия с опаской наблюдает за ростом экономического и политического влияния КНР на Мальдивах. Если при предшественнике Муиззу в 2018–2023 гг. Ибрагиме Мохамеде Солихе официальным лозунгом Мальдив был «Индия прежде всего», несмотря на рост фактической зависимости от Пекина, то новый президент стал открыто прокитайским. На выборах он шел с лозунгом «Индия – вон».
Муиззу настаивал на уходе 80 военных Индии с островов, Дели согласился на их вывод в декабре 2023 г. На саммите в КНР мальдивский лидер заявил, что Китай – один из «ближайших союзников и партнеров» (цитата по сообщению пресс-службы офиса Муиззу). Индия отвечает на мальдивско-китайские связи наращиванием военной инфраструктуры на Андаманских и Никобарских островах.
По оценкам Всемирного банка (ВБ) в 2020–2023 гг., туризм дает от 28 до 30% экономики Мальдивских островов. Это ключевой драйвер роста ВВП, который по итогам года предварительно оценивается в 6,5% (в 2022 г. – более 13%). Госдолг Мальдив, по оценке ВБ на 2023 г., составляет 113,7% ВВП. Главным кредитором является Китай – $1,37 млрд, или 20% долга. Правивший до 2018 г. президент Мальдив Мохамед Нашид называл политику Пекина «долговой ловушкой». Долг перед Индией составляет лишь $124 млн.
Но по размеру турпотока для Мальдив и в 2022, и в 2023 гг. Индия перехватила у китайских туристов пальму первенства из-за ограничений для граждан КНР в связи с пандемией. По данным министерства туризма архипелага, в 2023 г. его посетили 209 198 индийцев, 209 146 россиян и только 187 118 китайцев. В 2022 г. архипелаг посетили 240 000 индийцев, 198 000 россиян, а китайцы не вошли в тройку и уступили британцам (177 000 человек).
Администрация правящей в Индии партии БДП хочет превратить Лакшадвип в новое туристическое направление премиум-класса, говорит младший научный сотрудник Центра Индоокеанского региона ИМЭМО РАН Иван Щедров. Это нанесет ущерб индийскому турпотоку на Мальдивы. Ситуацию усугубляют прокитайская политика и риторика властей архипелага. По мнению Щедрова, внешний долг Мальдив будет только расти и им крайне невыгодно рвать связи с Индией.
«Администрации Муиззу придется реагировать на бойкот. Очевидно, в ближайшее время мы увидим попытки мальдивского руководства снять напряженность в отношениях с Дели», – полагает эксперт.
Китай уже два десятилетия наращивает масштаб связей с островными государствами Индийского океана, стратегия Пекина получила название «нить жемчуга» и предполагает создание логистических опорных пунктов в рамках инициативы «Пояса и пути», напоминает профессор СПбГУ Яна Лексютина. Это вызывает закономерное раздражение Индии, которая рассматривает этот регион как сферу своего традиционного влияния. Китаю как великой морской торговой державе эти страны важны в контексте развития отношений с развивающимся миром, получения доступа к портам и другой транспортной инфраструктуре, заключает Лексютина.