Консульства России в некоторых странах могут не открыть участки для голосования
В недружественных государствах могут отказаться от этого из соображений безопасностиВ российских консульствах на территории ряда недружественных государств не будут организовывать участки для голосования на выборах президента, сообщил «Ведомостям» источник в дипломатических кругах. Речь может идти не обо всех странах, которые внесены в соответствующий правительственный список (там их 49), утвержденный распоряжением Белого дома, но о значительной их части.
Окончательное решение еще не принято, отмечает источник, идут консультации. Еще один собеседник, близкий к МИДу, пояснил, что возможность отмены голосования в консульских учреждениях, где создают участки для голосования, обсуждается, а окончательное решение будет вынесено в январе. Причину такого решения объясняют соображениями безопасности голосующих (например, в 2018 г. в Европе у посольств собирались очереди), а также сокращением числа консульских работников.
Срок образования избирательных участков за рубежом – 24 января, сказал «Ведомостям» член Центризбиркома (ЦИК) Павел Андреев, который отвечает за международное сотрудничество. У комиссии есть исключительное право их образования вплоть до пяти дней до дня голосования, отметил он.
«Пока охват [стран для] голосования за рубежом не определен, – заявил Андреев. – МИД, российские дипломатические учреждения проводят большую работу по взаимодействию с властями стран пребывания, анализу рисков и возможностей, чтобы оценить, как обеспечить в ряде стран безопасность избирателей и участков для голосования».
Официальный представитель МИДа Мария Захарова сообщила «Ведомостям», что ведомство «на данный момент изучает ситуацию»: «Мы запрашиваем страны на предмет обеспечения безопасности, и по итогам межведомственной проработки будет принято решение о схеме организации голосования за рубежом». О формате и практических аспектах организации голосования будет объявлено, пояснила она.
Вопрос об образовании участков за рубежом решают руководители консульских учреждений (или командиры воинских частей), а списки избирателей составляются на основе данных консульского учета, говорит электоральный юрист Гарегин Митин. На консульский учет проживающие за рубежом граждане РФ встают добровольно. Впрочем, среди российских эмигрантов эта процедура не распространена, отмечает он.
На президентских выборах организуется единая территориальная избирательная комиссия: постановление о ее создании ЦИК принял 8 ноября. Если на думских выборах итоги выборов приплюсовываются к результатам партий в конкретных регионах, то на президентских единый ТИК аккумулирует данные УИКов из консульств (одно учреждение – один УИК), говорит Митин.
В отличие от российских на территории зарубежных участков может быть зарегистрировано более 3000 избирателей. Именно консульские учреждения должны инициировать создание УИК, а ЦИК в данном случае выступает соорганизатором процесса.
На российских выборах за границей понятие «явка» в привычном смысле не применяется, так как нет постоянных списков избирателей. Согласно ст. 26 «О выборах президента», в список добавляют россиян по желанию – заранее или прямо в день выборов. Именно поэтому процент проголосовавших там высокий. Например, в 2018 г. за рубежом проголосовали 444 000 человек, в 2012 г. – 442 000.
Для сравнения: по данным ЦИК, на 1 июля 2023 г. в списке избирателей за пределами России числилось 2,004 млн избирателей. В целом считать явку от числа реально находящихся за границей российских избирателей будет весьма проблематично, говорит собеседник, близкий к ЦИК.
На выборах в 2018 г. 400 УИКов были организованы в 145 странах. За Владимира Путина проголосовало 85% избирателей, 5% – за Павла Грудинина (КПРФ), 4% – за Ксению Собчак («Гражданская инициатива»).
В случае, если участки не будут образованы на российской территории в недружественных странах, главным образом в ЕС, простого способа для голосования по месту пребывания может не остаться, считает политюрист Олег Захаров. ДЭГ за рубежом, как говорили представители ЦИК, работать не должно.