В ЛДПР обсуждают возможность cмены двух ключевых руководителей думских комитетов
Но Госдума и работающие с ней органы власти считают, что они должны остаться на своих местахВо фракции ЛДПР обсуждают возможность замены руководителей двух комитетов Госдумы, которых 19 декабря исключили из высшего совета партии. Речь идет о главе комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярославе Нилове и председателе комитета по региональной политике и местному самоуправлению Алексее Диденко. Об этом «Ведомостям» рассказали трое собеседников в ЛДПР.
По словам одного из них, «такое предложение есть» и, возможно, оно будет официально обсуждаться после Нового года. Второй собеседник также говорит, что вопрос есть во внутрипартийной повестке. Но он считает, что на защиту руководителей двух комитетов может встать председатель Госдумы Вячеслав Володин, поскольку и Диденко, и Нилов считаются «эффективными председателями» думских комитетов.
Оба входили в число лучших по KPI, которые Володин в закрытом режиме весной озвучивал на пленарном заседании. И руководству Госдумы, и исполнительной власти комфортно работать с действующими главами комитетов от ЛДПР, говорит один из источников «Ведомостей».
Собеседник в администрации президента говорит, что во внутриполитическом блоке выступают за то, чтобы оставить Диденко и Нилова на постах: «Но это внутреннее дело партии и фракции». В аппарате Госдумы говорят, что этот вопрос на Охотном Ряду не обсуждался. А еще один федеральный чиновник отмечает, что такой вопрос не будет обсуждаться, пока спикером Госдумы остается Володин, при котором Нилов и Диденко получили нынешние должности.
При формировании Госдумы после выборов места в руководстве комитетов распределяются между всеми фракциями – половина председателей комитетов назначается из состава «Единой России», как фракции большинства, а остальная половина распределяется пропорционально между другими фракциями в зависимости от набранных на выборах голосов. Сейчас у ЛДПР четыре комитета – кроме Нилова и Диденко комитеты возглавляют нынешний председатель ЛДПР Леонид Слуцкий (по международным делам) и Дмитрий Свищев (по физкультуре и спорту).
Нилов сказал «Ведомостям», что на фракции этот вопрос не обсуждался, «а слухи он не комментирует». Диденко отказался от комментариев. В пресс-службе ЛДПР заявили, что «таких обсуждений не ведется».
На съезде 19 декабря партия выдвинула кандидатом в президенты Слуцкого, который занял пост председателя ЛДПР после смерти Владимира Жириновского. Тогда же из высшего совета вывели Жириновского, Диденко, Нилова (он сам подал заявление), депутата Госдумы Бориса Пайкина, сенатора Елену Афанасьеву и экс-депутата Госдумы Сергея Натарова. Ранее перестали работать в высшем совете экс-депутаты Василий Власов (лишен мандата в ноябре) и Александр Шерин (22 декабря перешел в «Справедливую Россию»).
При этом высший совет расширили, в него вошли 24 человека. Тогда же были внесены изменения в устав партии. Была создана, по сути, двухуровневая система управления – кроме высшего совета появился и его президиум. Причем президиуму (куда может войти до семи человек) передали оперативные полномочия, формировать его будет председатель партии.
Несколько собеседников «Ведомостей» в партии объясняли кадровые изменения тем, что серьезное влияние на Слуцкого и на партию получила его советница Мария Воропаева, которая ранее возглавляла молодежный парламент при Госдуме, а в 2021 г. Воропаева баллотировалась в парламент от «Единой России». Конфликт в ЛДПР обострялся постепенно по мере роста желания Слуцкого сохранить ЛДПР как партию вождистского типа, но уже под своим началом, говорит вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский.
ЛДПР в кадровой политике всегда ориентировалась на решения своего вождя – только сперва это был Жириновский, теперь Слуцкий, говорит член комитета по политтехнологиям РАСО Павел Склянчук. С другой стороны, логично, что со временем председатели комитетов обретают собственную субъектность, подчеркивает он: «Нилов и Диденко имеют большой управленческий стаж комитетской работы. Первый проводил через комитет пенсионную реформу, второй реализует реформу МСУ после внесения поправок в Конституцию».
Посты глав комитетов – это ценность для партии, которой нельзя разбрасываться, подчеркивает Туровский. «Диденко и Нилов не последние люди в российской элите, за годы работы они обзавелись своими связями, и их отстранение может не устроить Кремль и руководство парламента. К тому же в партии нет сильных фигур на смену тем, кто сегодня в опале», – считает он. Партии правильнее справиться с распрями и хотя бы для публики продемонстрировать их отсутствие, иначе избиратели почувствуют внутреннюю слабость ЛДПР, резюмирует Туровский.
В подготовке статьи участвовал Максим Иванов