Китай будет активнее привлекать ЧВК для защиты интересов за рубежом

Они значительно отличаются от западных компаний
Frontier Services Group
Frontier Services Group

Госпредприятия Китая могут активнее прибегать к услугам местных частных военных и охранных компаний (ЧВОК) для защиты своих экономических и других интересов в зоне разрастающихся конфликтов за рубежом. Как сообщила 24 декабря газета South China Morning Post, детали обеспечения безопасности китайских граждан и бизнеса в горячих точках обсуждали в начале этого месяца на семинаре в Пекине, который организовали Китайско-африканский деловой совет и Китайская академия современных международных отношений. В нем принимали участие самые известные китайские ЧВОК – Huayuan Security Guard, Dewe Security, Anbang Save-Guard Group и гонконгская Frontier Services Group, руку к становлению которой приложил основатель Blackwater Эрик Принс, также присутствовали представители МИД Китая.

Отмечается, что конфликт на Украине и обострение конфликта Израиля и Палестины еще раз продемонстрировали риски, с которыми могут столкнуться китайские инвесторы при работе в зарубежных странах. В частности, речь идет о проектах, которые развиваются в рамках масштабной китайской инициативы «Пояс и путь». Согласно приводимым SCMP подсчетам, на данный момент по всему миру работает около 47 000 компаний с китайским капиталом, преимущественно в сфере энергетики, добычи полезных ископаемых, строительства инфраструктуры и производства. По данным министерства коммерции КНР за 2022 г., их общий штат составляет 4,1 млн человек, при этом 2,5 млн из них – иностранные граждане.

Работа китайских ЧВОК за рубежом приходится на места присутствия крупного китайского бизнеса в нестабильных регионах – например, Ираке, Пакистане, Афганистане, Африке. Исполнительный директор Frontier Services Group Ли Сяопэн выделяет как традиционные угрозы безопасности в странах Западной Азии, Африки и Латинской Америки, так и те, с которыми пришлось столкнуться в последнее время, включая конфликты на Украине и Ближнем Востоке. «Мы получали запросы о помощи в эвакуации китайских граждан», – сказал он. Кроме того, по его словам, власти Китая в последние годы стали строже относиться к вопросам безопасности за рубежом. Комитет по контролю и управлению государственным имуществом Китая может завернуть реализацию того или иного проекта, если там не будет проработан этот фактор.

При этом ряд китайских ЧВОК нельзя ставить вровень с западными ЧВК вроде той же Blackwater как из-за характера предоставляемых услуг, так и из-за имеющегося опыта. Например, китайское законодательство запрещает сотрудникам таких компаний носить огнестрельное оружие, и в целом их работа скорее напоминает деятельность телохранителей, нежели военных. За рубежом бойцы китайских ЧВОК, которыми преимущественно становятся увольняющиеся в запас военнослужащие элитных подразделений и полицейские, чаще всего берут в свою зону ответственности лишь внутреннюю территорию предприятий. За их периметром действуют местные охранники или полицейские, уже имеющие право применять оружие. Это создает определенные сложности в коммуникации. Но тем не менее успешные примеры в Африке свидетельствуют о способности китайских охранников выполнять поставленные задачи, как, например, это было во время обострения в Южном Судане в 2016 г.

Силы Народно-освободительной армии Китая официально имеют лишь одну базу в Джибути. При этом показательные армейские операции по эвакуации китайских граждан из охваченных огнем стран получают широкий положительный отклик внутри КНР, как это было в 2011 г. с Ливией и в 2015 г. с Йеменом. Эта же тема звучала рефреном в главном китайском блокбастере 2017 г. «Война волков 2», где главный герой помогал в спасении китайских рабочих в некоем африканском государстве. И потому запрос на защиту интересов своих граждан в горячих точках Пекин может удовлетворять с помощью таких дополнительных инструментов, как ЧВОК.

О первой частной китайской компании по оказанию услуг в сфере безопасности, вышедшей за рубеж, мир услышал в 2004 г. И несмотря на то что в Китае зарегистрировано более 5000 охранных фирм, их представительство за пределами страны невелико: на 2016 г. было известно всего о 20 таких ЧВОК, а общая численность контрактного персонала за пределами страны тогда составляла 3200 человек. При этом для китайского бизнеса иметь дело с охранными компаниями из своей страны может быть проще с точки зрения языка и культурного контекста.

Для Китая привлечение ЧВОК к защите своих предприятий за рубежом уже привычная практика, особенно в Африке, говорит директор ИСАА МГУ Алексей Маслов. При этом Китай никогда не стремился делать так, чтобы они принимали участие в каких-либо боевых действиях, а привлекал их именно для охраны, например, нефтепроводов. По мнению Маслова, для расширения практики вывода китайских ЧВОК за рубеж Китаю требуется новая законодательная база. Кроме того, КНР стала с большей опаской относиться к частному сегменту в военной сфере после мятежа Евгения Пригожина в России.