Пентагон объявил о международной операции против хуситов в Красном море

Арабские страны не спешат принять в ней участие
KHALED ZIAD / AFP
KHALED ZIAD / AFP

США объявили о начале операции «Страж процветания» (Prosperity Guardian) под эгидой многонациональных Объединенных морских сил для обеспечения безопасности судоходства в Красном море после нападений хуситов из Йемена на суда, связанные, по их мнению, с Израилем. «Недавняя эскалация безрассудных нападений со стороны хуситов угрожает свободному движению торговли, ставит под угрозу невинных моряков и нарушает международное право», – заявил в ходе своего ближневосточного турне министр обороны Ллойд Остин в Бахрейне в ночь с 18 на 19 декабря.

По словам министра, координировать миссию будет созданная в апреле 2022 г. для обеспечения безопасности Красного моря и Аденского залива объединенная оперативная группа CTF-153, которая подчиняется командующему Пятым флотом ВМС США Брэду Куперу. В настоящее время в нее входит 39 стран. К операции «Страж процветания», отметил Остин, готовы присоединиться Великобритания, Канада, Бахрейн, Франция, Италия, Нидерланды, Норвегия, Сейшельские острова и Испания. Некоторые из этих стран будут проводить совместное патрулирование, в то время как другие будут оказывать разведывательную поддержку в южной части Красного моря и Аденском заливе.

Состав оперативной группы пока представлен государствами – «морскими лидерами» НАТО, отмечает научный сотрудник ИМЭМО РАН Илья Крамник. По его словам, Франция и Великобритания обладают крупнейшим после США ВМС в альянсе и давно дежурят в данной акватории, а Италия, Канада, Норвегия и Нидерланды способны организовать постоянное присутствие в тактической группе и ротацию. Кроме того, продолжает Крамник, у группы есть инфраструктура для операций в Джибути (американцы, французы, итальянцы), Омане (преимущественно британцы) и на Сейшельских островах.

KHALED ZIAD / AFP

«Хотя Саудовская Аравия с 2015 г. воевала в Йемене против хуситов, участие в миссии маловероятно: в арабском мире это будет восприниматься как косвенная поддержка Израиля в войне против «Хамас». Маловероятно и присоединение к коалиции Египта», – отметил эксперт.

Bloomberg со ссылкой на источники сообщило 18 декабря, что из-за противодействия Саудовской Аравии и ОАЭ США не могут выработать единый подход для потенциальной операции против хуситов. По словам собеседников агентства, ОАЭ настаивают на начале военных действий, чтобы «сдерживать и ослабить» проиранские группировки в регионе. А саудовцы поддерживают «более взвешенный подход», опасаясь, что воинственность спровоцирует атаки хуситов по территории арабского королевства. В 2019 г. в результате ракетных ударов хуситы на несколько дней вывели из строя саудовские НПЗ, обеспечивающие переработку до половины добываемой в Саудовской Аравии нефти.

Кроме того, саудовские власти опасаются, что атаки против хуситов поставят под угрозу хрупкое перемирие в Йемене и подорвут усилия по заключению мира между противоборствующими сторонами. Вместо этого они предлагают начать дипломатическое взаимодействие с Ираном, чтобы тот сдерживал свои прокси в регионе и гарантировал нераспространение палестино-израильского противостояния на весь регион.

По сообщению АР, военные корабли не обязательно будут сопровождать каждое проходящее торговое судно в Красном море, но «будут иметь возможность обеспечить зонтичную защиту как можно большему количеству людей» в регионе.

Несмотря на способность обеспечить безопасность на случай захвата гражданских судов, возможности объединенной морской группировки полностью исключить обстрелы ракетами и БПЛА ощутимо меньше, поясняет Крамник: «Нападающий в любом случае сможет найти лазейки для атак, а группа не всегда может оказаться в нужном месте в нужное время». Другая проблема морской группы – это целеуказание, отметил он.

По словам эксперта, йеменские боевики могут свободно отслеживать трафик гражданских судов в соответствующих онлайн-сервисах и следить за военными кораблями. В этом им могут помочь их партнеры из Ирана, продолжает Крамник. «Потребуется операция на суше, но многолетняя кампания арабской коалиции против хуситов не привела к удовлетворительным результатам – боевики привыкли к борьбе против технологически более сильного противника, к его авиаударам и ракетным ударам», – объяснил эксперт.

Из-за атак хуситов по коммерческим судам 12 судоходных компаний, в том числе итало-швейцарская MSC, французская CMA CGM, датская AP Moller-Maersk, а также энергокорпорация BP объявили о прекращении использования этого маршрута.

По мнению руководителя отдела аналитики отраслевого агентства «Портньюс» Виталия Чернова, логистические морские компании на фоне новостей о начале международной военно-морской операции пока оценивают риски. «Очевидно, они заняли выжидательную позицию. Кто-то продолжает ходить через Суэцкий канал, кто-то – в обход Африки. Если в течение следующих нескольких дней не последует атак, то суда снова начнут ходить через Суэцкий канал, потому что это конкуренция по себестоимости», – говорит эксперт. При этом, продолжает Чернов, страховки в любом случае возрастут: патрулирование моря не устраняет причины проблемы.