Логистические компании отказываются от перевозки грузов по Красному морю

Moller-Maersk и Hapag-Lloyd приняли такое решение на фоне нападений хуситов на корабли
Екатерина Кузьмина / Ведомости
Екатерина Кузьмина / Ведомости

Крупные морские контейнерные перевозчики AP Moller-Maersk и Hapag-Lloyd отказались от перевозки грузов по Красному морю после нападений на свои корабли. Об этом со ссылкой на заявления перевозчиков сообщила газета The Wall Street Journal.

Корабли перевозчиков не будут пересекать Баб-эль-Мандебский пролив, который соединяет Красное море и Аденский залив Аравийского моря. Этот путь открывал судам доступ через Суэцкий канал в сторону Египта и дальше на север. Трафик через Красное море составляет от 10 до 12% мировых морских перевозок.

Ограничения на вход в Красное море с юга связан с нападениями на корабли, пишет газета. Йеменские хуситы атакуют коммерческие суда, связанные с Израилем, в ответ на конфликт в секторе Газа. По данным судовладельцев и брокеров, на которые ссылается издание, за последние недели в Баб-эль-Мандебском проливе подверглись нападениям по меньшей мере восемь судов. Изменения в регионе привели к увеличению затрат для грузоотправителей и побудили некоторые страны переосмыслить меры безопасности, отмечает WSJ.

Maersk в пятницу, 15 декабря, заявила, что на решение повлияли произошедший накануне инцидент с ее судном Maersk Gibraltar и еще одно нападение на контейнеровоз в пятницу. Всем кораблям Maersk, которые должны пройти через Баб-эль-Мандебский пролив, пришлось приостановить рейсы до дальнейшего уведомления.

«Мы глубоко обеспокоены резко обострившейся ситуацией с безопасностью на юге Красного моря и в Аденском заливе. Недавние нападения на коммерческие суда в этом районе вызывают тревогу и представляют собой серьезную угрозу безопасности и защищенности моряков», – говорится в заявлении Maersk.

Представитель Hapag-Lloyd Нильс Хаупт также сообщил, что некоторым судам компании было предложено остановиться и дрейфовать за пределами пролива. По словам Хаупта, судно Hapag Al Jasrah 15 декабря было подбито неизвестным объектом, произошло возгорание.

Еще два крупных контейнерных перевозчика – швейцарская Mediterranean Shipping Co (MSC) и французская CMA CGM – также объявили о приостановке движения судов через Суэцкий канал из-за нападений йеменских боевиков-хуситов. Как писал Reuters, принадлежащее MSC судно Palatium III под флагом Либерии было атаковано в пятницу беспилотником в Баб-эль-Мандебском проливе у берегов Йемена.

Парадоксально, но атаки хуситов на торговые суда и перенаправление океанских перевозок из Суэца в направлении через мыс Доброй Надежды на южном побережье Африки оказывают позитивный эффект для сбалансирования спроса и предложения и развития всей отрасли контейнерных перевозок, говорит замруководителя группы транспортно-логистических компаний Silmar Андрей Нараевский. По его словам, если отказ логистических компаний от ближневосточного маршрута примет массовый характер, это может привести к снижению объема предложения контейнерных перевозок в направлении Азия – Европа и наоборот.

По словам Нараевского, сейчас стоимость морских перевозок и фрахта в направлении Азия – Европа и наоборот находятся на историческом минимуме, а перенаправление маршрутов из-за геополитических рисков на Ближнем Востоке позволит компаниям поднять цены на свои услуги, что приведет к увеличению прибыльности отрасли. При этом, продолжает эксперт, конечные потребители продукции не пострадают от роста цен на услуги логистов: «Дело в том, что у неконтейнерных перевозок стоимость фрахта занимает до 20% к конечной цене продукции навалочного груза. В контейнерных эта доля составляет всего 2%. Рынок быстро приспособится к увеличению времени доставки грузов. Увеличится транзитное время, но расписание, ритмичность и регулярность доставки грузов сохранится», – отметил эксперт.

Угроза военной операции США в Йемене

Хуситы 13 декабря заявили, что будут нападать на все суда, идущие в Израиль. Ставшие регулярными с ноября атаки на гражданские суда в Красном море со стороны проиранской группировки «Ансар Аллах» (хуситы, контролирующие северную часть Йемена) вынуждают США и их союзников искать военный ответ, писали «Ведомости». Американские военные, базирующиеся в регионе, уже неоднократно участвовали в отражении атак хуситов на гражданские суда. В акватории с ноября дежурят эсминцы USS Mason и Carney. По данным Центрального командования (CENTCOM) ВС США, один из последних инцидентов произошел 14 декабря: эсминец USS Mason защитил танкер Ardmore Encounter в Красном море от атаки двух ракет и БПЛА.

Представитель Пентагона Пэт Райдер заявил, что американское минобороны «в ближайшем будущем» представит более подробную информацию о «создании морской оперативной группы». 17 декабря издание Politico со ссылкой на источники сообщило, что Пентагон направил авианосную ударную группу в Аденский залив на фоне атак хуситов. По информации портала Semafor, американские военные могут нанести удары по объектам группировки.

Полномасштабное вторжение вооруженных сил США в Йемен маловероятно, полагает научный сотрудник отдела военно-экономических исследований безопасности ИМЭМО РАН Александр Ермаков. Потенциальная оккупация, уверен эксперт, не принесет пользы Вашингтону и его союзникам в регионе и может взорвать и без того нестабильный Ближний Восток: «Скорее всего, американцы будут наносить ракетно-бомбовые удары по командным центрам и военным складам хуситов, либо могут последовать точечные удары силами спецназа с целью ликвидации командиров движения. Операция будет примерно сопоставима с акциями западных союзников в Сирии или Ираке».

В свою очередь, продолжает Ермаков, удары американцев в какой-то степени хоть и ослабят хуситов, но полностью не подорвут их боеспособность. Со своей стороны хуситы полностью не прекратят нападения на торговые суда Израиля в Красном море. При этом эксперт не исключил, что активность хуситов в этом регионе на недолгое время будет подорвана из-за ограниченности запасов противокорабельных ракет. «Возможно участие в операции военных сил Саудовской Аравии и ОАЭ – их вооруженные силы и их прокси с 2015 г. ведут против союзников Ирана в Йемене вялотекущую войну. Полагаю, арабские монархии сами хотели бы втянуть американцев в конфликт, но до полномасштабной войны не дойдет», – пояснил эксперт.