Проект создания американской стратегической ракеты под угрозой отмены
Оценка стоимости носителя и сопутствующих работ могла вырасти на 50%Стоимость программы разработки новой межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) LGM-35A Sentinel, предназначенной для обновления арсеналов ВВС США, согласно оценке Bloomberg, может увеличиться на 50%. Это включает как цену самих ракет, так и затраты на сооружение шахт и прочие расходы. Такой рост стоимости может спровоцировать начало проверок Пентагона и конгресса США, по результатам которой программу могут закрыть.
Текущая оценка стоимости одной ракеты и сопутствующих расходов составляет $118 млн. По данным Bloomberg, они могут увеличиться на 50%. Исходя из ожидаемых изменений в цене, развертывание 659 новых носителей (такое число фигурирует в последнем, июньском отчете Счетной палаты США) может стоить $117 млрд, а не $95,8 млрд, как предполагалось Пентагоном в 2020 г. В докладе Счетной палаты США говорится, что будут сооружены не только новые ракеты и шахты, но и новые пункты управления.
Подорожание может вызвать вопросы в конгрессе. Согласно закону Нанна – Маккреди 1982 г., Пентагон обязан информировать конгрессменов о превышении закупочных цен в течение 45 дней после того, как выпущен доклад о наличии отклонений в программе. Если текущие или ранее сделанные оценки превышаются на 15% и 30% соответственно, то программа попадает под действие этого закона. Если эти показатели превышены на 25% и 30%, то статус программы становится «критическим». В этом случае организуется полномасштабная проверка, по результатам которой программа может быть закрыта. Но министр обороны имеет право представить объяснение и убедить конгресс сохранить программу.
По данным Bloomberg, на этой неделе подразделение ВВС США по закупкам уже начало изучать доклад о наличии отклонений в проекте LGM-35A Sentinel. Процесс займет 45 дней. Ответственным лицам предстоит определить, превышает ли цена программы ограничения, предусмотренные законом Нанна – Маккреди.
Проект LGM-35А Sentinel направлен на замену ракет Minuteman III – единственной МБР, стоящей сейчас на вооружении США. По данным исследовательской службы конгресса от января 2023 г., развернуто 400 Minuteman III.
Sentinel – часть более крупной программы по обновлению и модернизации американской ядерной триады на сумму в $1,5 трлн, рассчитанной на 30 лет. Первые практические шаги в этом направлении были предприняты администрацией президента Барака Обамы (2009-2017 гг.). Тогда, после проведения «всестороннего анализа альтернатив» в 2014 г., ВВС США определили, что Minuteman III необходимо заменить новой системой. Проектом занимается компания Northrop Grumman. Она получила контракт на разработку в 2020 г., после того как Boeing (разработчик Minuteman III) отказался от участия в проекте в 2019 г.
Согласно отчету исследовательской службы конгресса, LGM-35A должна начать заменять Minuteman III на вооружении ВВС США с 2029 г., когда на боевое дежурство встанут первые девять ракет. Всю партию ракет планируется закупить для испытаний и постановки на вооружение, чтобы полностью заменить 400 Minuteman III к 2036 г.
Американцы нуждаются в этой программе, она будет доведена до конца, а система будет развернута, несмотря на перерасход, считает старший научный сотрудник отдела военно-политических исследований Института США и Канады РАН Олег Криволапов. С ним согласен научный сотрудник отдела военно-экономических исследований безопасности ИМЭМО РАН Александр Ермаков. По его словам, для американцев важно даже не то, даст ли Sentinel какие-то новые возможности, так как тактико-технические характеристики Minuteman III их устраивают, а то, что эксплуатировать старые ракеты больше уже нельзя.
«Рост расходов на программу новой системы вооружения – это практически обычный этап в процессе разработки. «Рост на 50% выглядит внушительно, но надо учитывать, что это еще не предел», – объяснил Криволапов.
Ермаков поясняет, что выросла не цена LGM-35A, потому что сами ракеты еще не покупают, а стоимость программы Sentinel. Она стала больше ранних оценок, которые зачастую изначально намеренно занижаются: это вопрос и политический, и ненадежности оценок стоимости «на десятилетия вперед». При этом альтернатив программе Sentinel почти нет, подчеркивает эксперт. Они, по мнению ученого, либо неприемлемы для американских военных в текущей международной обстановке, либо еще хуже: «Например, продолжение эксплуатации Minuteman III, траты на продление их ресурса при сохраняющейся необходимости замены на новые МБР».
Криволапов заметил, что из-за усиления ракетно-ядерного потенциала КНР и потребности обновить ядерную триаду конгресс вряд ли пойдет на сворачивание программы, но срок ее выполнения вполне может увеличиться. «Китай наращивает свои стратегические ядерные силы. Насколько они технически соотносятся с американскими – вопрос. Но усилия Пекин прикладывает большие, и американцы беспокоятся, что во второй половине 2030-х гг. китайцы могут выйти на паритет», – поясняет Ермаков.
По словам эксперта, вопрос с обновлением американской ядерной триады обстоит сложно: оно очень запоздало из-за неоднократных переносов. Криволапов напоминает, что как минимум новый бомбардировщик B-21 (замена для B-2) сейчас находится на самых последних этапах доработки, первый полет уже состоялся. При этом другой старый бомбардировщик, B-52, решено оставить на службе почти до середины века. А вот новая подводная лодка с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) класса «Колумбия» (вместо ПЛАРБ класса «Огайо») пока только в планах. «Так или иначе, процесс модернизации всех трех частей ядерных сил США может занять не одно десятилетие», – заключает Криволапов.