В конгрессе США подготовили стратегию по борьбе с компартией Китая

Но как ее финансировать, пока не понятно
GREG BAKER / AFP
GREG BAKER / AFP

Специальный комитет палаты представителей по вопросам стратегического соперничества между США и Коммунистической партией Китая (КПК) подготовил текст стратегии экономического противостояния Вашингтона и компартии. В документе подчеркивается: двухпартийный консенсус о том, что экономическое развитие Китая повлечет за собой демократизацию политической системы, не оправдался.

«Китай под руководством КПК свернул с пути экономических и политических реформ, усилил репрессивные действия и начал дестабилизирующую активность в регионе», – сказано во вводной части документа. Авторы также обвинили Китай в нарушении норм ВТО, использовании нелегальных инструментов (санкции, экономическое давление) для достижения внешнеполитических целей и краже американских технологий.

Разработано три группы общих рекомендаций по трем основным направлениям. Это обновление условий экономических отношений между США и КНР, ограничение американских капиталовложений в технологический сектор и ВПК Китая, а также инвестирование в технологии и достижение «коллективной экономической устойчивости» вместе с союзниками.

Согласно предложениям первой группы США должны «агрессивно» противостоять экономической и торговой стратегии КНР. Американские инвестиции в Китай должны стать более прозрачными, а Вашингтону необходимо подготовиться к возможным последствиям конфликта с КНР. Например, предлагается провести стресс-тесты американских банков на случай потери доступа к китайскому рынку. Рекомендуется также предотвратить вытеснение американских компаний с рынка США китайскими и потребовать у правительства США не допустить технологической зависимости от Китая.

Во второй группе рекомендаций предлагается ограничить американские инвестиции в предприятия, связанные (прямо или косвенно) с Народно-освободительной армией Китая, технологическим сектором, принудительным трудом и «геноцидом» (так власти США называют политику КНР в Синцзяне).

США также должны усилить режим экспортного контроля и ограничить любым китайским компаниям доступ к критически важным технологиям. Также требуется изменить закон 2018 г. об оценке рисков иностранных инвестиций в США: расширить толкование термина «критические технологии» и спектр инвестиций, подпадающих под закон. Нужно также ограничить сотрудничество американских квалифицированных кадров с компаниями из стран-неприятелей или связанных с ними и их правительствами. 

Наконец, рекомендации третьей группы носят позитивный характер. Конгрессмены предлагают инвестировать в американские инновации, создавать налоговые стимулы для привлечения частных инвестиций, составить стратегию по поиску и продвижению талантов для ОПК, сотрудничать с союзниками США. Также конгрессмены рекомендуют подготовить план по сокращению зависимости Вашингтона от иностранных критических минералов и китайской фармацевтической продукции. США также должны больше вкладываться в глобальное развитие, чтобы конкурировать с китайской инициативой «Пояс и путь».

Cпецкомитет по конкуренции с КПК был создан в январе 2023 г., в него входят 13 республиканцев и 11 демократов. 

Некоторые рекомендации могут быть правильными с точки зрения внешнеполитических интересов США, но на практике нереализуемыми, считает замдиректора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Дмитрий Суслов. Например, конкурировать с китайской инициативой «Пояс и путь» Штаты не смогут, так как проводят протекционистскую экономическую политику. Кроме того, процесс одобрения финансирования зарубежных инфраструктурных проектов в США сложнее, чем в Китае. Ситуация осложняется отсутствием конкретики по поводу финансирования этих предложений из федерального бюджета, который до сих пор не одобрили. Выделение КПК как главного противника подчеркивает стремление части политического истеблишмента США сделать из Китая не только экономического и военного, но и идеологического соперника, резюмировал Суслов. 

Опубликованный документ носит пока декларативный характер, объясняет старший научный сотрудник Центра североамериканских исследований ИМЭМО РАН Алексей Давыдов. Для того чтобы стратегия получила форму законопроекта, она должна быть изучена в профильном комитете, а позже, если предусматривается выделение средств на перечисленные инициативы, ее должны рассмотреть в комитете по ассигнованиям. При этом в каждой палате это отдельный процесс, подчеркивает эксперт. На пути могут возникнуть сложности разного рода. Например, конгрессмены могут быть недовольны суммой запрашиваемых средств или распределением полномочий. Такие точечные вопросы не будут обсуждаться до принятия федерального бюджета, говорит эксперт.