Иноагенты не смогут агитировать за кандидатов в ходе президентской кампании

Количество административных дел возрастет, говорят эксперты
Евгений Разумный / Ведомости
Евгений Разумный / Ведомости

Иностранные агенты не вправе осуществлять предвыборную агитацию и агитацию по вопросам референдума, за исключением случаев, когда иноагент зарегистрирован в качестве кандидата, следует из проекта постановления пленума Верховного суда (ВС). Документ пока дорабатывается в редакционной комиссии. За проведение такой агитации иноагентам будут назначать штрафы по ст. 5.11 КоАП РФ: до 1500 руб. для граждан и до 30 000 руб. для юрлиц. Пленум также напоминает, что иноагенты не могут оказывать услуги по изготовлению любых агитационных материалов.

В случае если иноагент (не кандидат) выступает заказчиком агитматериала, аналогичным образом наступает ответственность по ч. 1 ст. 5.12 КоАПа – не только для него, но и для изготовителя. В этом случае гражданам грозит штраф до 20 000 руб., должностным лицам – до 50 000 руб., юрлицам – до 500 000 руб.

Пленум разъясняет и некоторые особенности требований закона о необходимости указывать в агитматериалах о выдвижении иноагента (сама норма появилась в 2021 г. и раньше касалась только печатных материалов). Выступление таких лиц на дебатах должно предваряться информацией о том, что кандидат является иноагентом либо кандидатом, аффилированным с ним, пояснил ВС. Эта информация должна соответствовать установленным требованиям к агитматериалам, в том числе к объему занимаемой площади, и представлять собой точное воспроизведение формулировки закона о том, что кандидат – иноагент или аффилирован с ним. Это не предполагает изменения формулировки из закона и (или) дополнения ее какими-либо оценочными суждениями, подчеркнул ВС.

Еще одна новелла постановления – разрешение использовать скриншоты в качестве доказательства незаконной агитации в интернете. Снимок экрана должен содержать указание адреса интернет-страницы, на которой размещена информация, а также даты и времени правонарушения, указывающих на неисполнение лицом установленной законодательством о выборах и референдумах обязанности и подтверждающих факт доступа неопределенного круга лиц к информации.

Норму об использовании скриншота как доказательства пленум немного «расформализовал», поскольку раньше к нему требовался нотариальный протокол осмотра сайта: нужно было указывать, что за оборудование использовалось, время и день, пояснил «Ведомостям» электоральный юрист Роман Смирнов. Сейчас редко заверяют скриншоты у нотариуса – это дорого и занимает много времени, добавил он. «Скриншот можно нарисовать [в любом приложении], поэтому если он не заверен нотариусом, не выявлено лицо, которое берет на себя ответственность за его достоверность, то это представляет собой сомнительный аргумент», – пояснил он. Если скриншоты начнут системно принимать в суде в упрощенной форме, то отработанную практику можно будет увидеть только к следующему единому дню голосования, заключил Смирнов.

Что еще постановил ВС в отношении иноагентов на выборах

1 ноября ВС пояснил, что иноагент не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов, списков кандидатов, а также избранию зарегистрированных кандидатов, выдвижению инициативы проведения референдума и проведению референдума, достижению определенного результата на выборах, и в иных формах участвовать в избирательных кампаниях, кампаниях референдума, писали «Ведомости». Тогда же было определено, что иноагенты не могут быть наблюдателями на выборах или референдумах.

Делать скриншоты будут кандидаты и их представители, именно «они будут ловить друг друга на нарушениях», считает электоральный юрист Гарегин Митин. Комиссии же будут заниматься этим с меньшим энтузиазмом, поскольку у них меньше ресурсов, для того чтобы отслеживать в интернете все действия кандидатов, добавил он.

Привлечение к административной ответственности за нарушения в ходе избирательных кампаний – нечастое явление, сказал «Ведомостям» политюрист Антон Рудаков. Причина тому – достаточно короткие сроки, а также тот факт, что избирательные комиссии, имеющие право составлять протоколы об административных правонарушениях, не являются профильными правоохранительными органами, говорит он. Возможно, что привлеченных к ответственности будет больше, чем обычно, предполагает Рудаков. До 2023 г. по итогам выборов на субъект в среднем было максимум 5–8 привлеченных к административной ответственности, пояснил Рудаков.

Представитель ЦИК России сообщил «Ведомостям», что комиссия пока только знакомится с проектом.