Как прошло блиц-турне Путина в Абу-Даби и Эр-Рияд

За один день президент России и его делегация встретились с лидерами ОАЭ и Саудовской Аравии
Андрей Гордеев / Ведомости
Андрей Гордеев / Ведомости

Президент России Владимир Путин 6 декабря впервые с допандемийного 2019 года посетил Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) и Саудовскую Аравию. Он провел переговоры с президентом ОАЭ Мухаммедом бен Заидом Аль Нахайяном (последний раз они лично виделись в Санкт-Петербурге на ПМЭФ в июне. – «Ведомости») и саудовским наследным принцем, председателем совета министров Саудовской Аравии Мухаммедом бен Сальманом Аль Саудом (ранее встречались в 2019 г. в Эр-Рияде. – «Ведомости»). Днем ранее помощник президента по международным вопросам Юрий Ушаков назвал эти визиты Путина «блиц-турне», «мощным выстрелом» и «сигналом международному сообществу». По возвращении в Москву Путин днем 7 декабря встретится с президентом Ирана Эбрахимом Раиси в Кремле.

Визиты Путина прошли на фоне новой эскалации насилия на Ближнем Востоке – в секторе Газа – после разрыва семидневного перемирия между палестинской радикальной группировкой «Хамас» и Израилем. До начала конфликта эти страны старались наладить контакты с Тель-Авивом. Кроме того, ОАЭ в день визита Путина были центром глобальной повестки – Дубай с 30 ноября по 12 декабря принимает 28-ю конференцию Рамочной конвенции ООН по изменению климата (СОР-28). Климатическую конференцию в Дубае Путин не посетил, как и предупреждал за сутки до этого журналистов пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. При этом именно на площадке саммита Аль Нахайян ранее успел встретиться с премьером Индии Нарендрой Моди, Италии Джорджей Мелони и другими прибывшими на мероприятие мировыми лидерами.

Государства, которые 6 декабря посетил Путин, по добыче нефти в 2022 г., согласно данным ежегодника ОПЕК, заняли в мире шестое (ОАЭ) и второе место (Саудовская Аравия) соответственно. Вместе с Россией (третье место по добыче) они входят в объединение ОПЕК+. На последней встрече 30 ноября оно договорилось о новом сокращении добычи в I квартале 2024 г. на 700 000 барр./сутки ради поддержания цен. Россия увеличит сокращение экспорта на 200 000 барр./сутки до 500 000 барр./сутки, Саудовская Аравия – на 1 млн барр./сутки.

Bloomberg в канун визитов Путина отмечало, что эти поездки российский лидер «использует, чтобы укрепить партнерские отношения с ключевыми производителями нефти». ОАЭ с начала украинского кризиса стали главным торговым партнером Москвы в арабском мире – товарооборот достиг в 2022 г. $9 млрд, а уже за девять месяцев 2023 г. – $8,8 млрд (+63%). Товарооборот России и Саудовской Аравии, как сообщал журналистам Ушаков 5 декабря, в январе – сентябре 2023 г. составил $1,35 млрд (+4,8%). ОАЭ и Саудовская Аравия приглашены стать членами БРИКС в 2024 г.

Как прошло «блиц-турне»

Президент России вылетел из Москвы в ОАЭ утром 6 декабря. Как позже сообщил журналистам Песков уже в Абу-Даби, четыре истребителя ВКС России Су-35С со штатным вооружением сопровождали борт главы государства в течение всего полета. По словам Пескова, на это были получены разрешения от государств, над которыми пролегал маршрут.

Путин приземлился в аэропорту в Абу-Даби около 13.30 мск, сообщили корреспонденты госагентств президентского пула. Уже через полчаса российский лидер в сопровождении почетного кавалерийского эскорта, под звуки артиллерийских выстрелов по украшенным российскими и эмиратскими флагами улицам прибыл на переговоры во дворец Каср аль-Ватан (ар. «Дворец нации/народа»). Там проводятся заседания Федерального кабинета министров ОАЭ и приемы высокопоставленных иностранцев. Пилотажные группы Эмиратов окрасили небо в цвета российского флага.

Первой во дворце состоялась встреча в расширенном составе с участием правительственных делегаций. В приветственной речи перед началом переговоров в расширенном формате Путин заявил Аль Нахайяну, что благодаря его позиции отношения России и ОАЭ «вышли на беспрецедентно высокий уровень» как в двусторонней торговле, туризме, нефтегазовых проектах и взаимных инвестициях, так и в рамках ОПЕК+, на площадках международных организаций, включая СБ ООН.

Путин отметил и роль ОАЭ в решении глобальных проблем, включая экологические, упомянув в этом контексте проходящую в Дубае конференцию СОР-28. Российский лидер пригласил президента вступающих в БРИКС ОАЭ на саммит организации в Казань в октябре 2024 г. Затем Путин и президент Аль Нахайян провели закрытые переговоры тет-а-тет. На них, как предупреждал российский лидер, он в числе прочего обсудил со своим коллегой ситуацию «в наиболее горячих точках»: в палестино-израильском конфликте и «сфере украинского кризиса». Около 15.45 мск переговоры в закрытом формате завершились, сообщили ТАСС и «РИА Новости».

Пока Путин встречался с президентом ОАЭ, правительственная делегация вылетела в Эр-Рияд. Российский лидер последовал за ними в саудовскую столицу уже вечером. Около 19.30 мск Путин прибыл в королевский дворец Аль-Ямама в Эр-Рияде (там проходят заседания местного правительства и консультативного совета. – «Ведомости») на встречу с саудовским наследным принцем бен Сальманом. В приветственной речи российский президент поблагодарил его за прием и пригласил для следующих переговоров в Москву, где того, по его словам, ждали и ранее, но «обстоятельства внесли коррективы в эти планы». Бен Сальман выразил готовность посетить российскую столицу – ранее в ней бывал в 2017 г. только его отец, король Сальман бен Абдель Азиз. «Договорились», – сказал Путин, не назвав конкретных сроков приглашения.

«За последние семь лет, конечно, отношения приобрели такое качество, достигли такого уровня, которого раньше никогда не было. У нас стабильные, очень хорошие отношения в сфере политического взаимодействия, в экономике, в гуманитарных областях», – охарактеризовал саудовско-российские контакты президент, отметив, что это произошло благодаря как «мудрой политике» отца наследного принца, так и самого бен Сальмана.

Лидеры и их делегации обсудили сотрудничество в области энергетики, включая взаимодействие в ОПЕК+, перспективы реализации международного транспортного коридора Север – Юг и подключения к нему королевства на фоне того, что реализация коридора Индия – Аравия – Израиль – Средиземное море под эгидой США оказалась под вопросом из-за войны в Газе. Обсуждались также и собственно этот конфликт, и ситуация на Украине.

Публичных заявлений для прессы об итогах переговоров, как ранее предупреждал Песков, не было. В ночь на 7 декабря, после того, как около полуночи переговоры в узком формате окончились, Путин вылетел в Москву.

Что говорят эксперты

Основной акцент на переговорах Путина с лидерами арабских монархий сделан на вопросах экономического взаимодействия, отмечает программный координатор РСМД Иван Бочаров. Это было заметно уже по составу участников делегаций: деловые круги, чиновники из экономического блока, представители госкорпораций и бизнеса, но не силовики, продолжает эксперт. В Абу-Даби, по его словам, очевидно, затрагивались вопросы технологического сотрудничества в сфере энергетики, ТЭКа, медицины, сельского хозяйства и космоса. В последней ОАЭ выступают в роли одного из региональных лидеров, подчеркнул эксперт: «Страна – один из важнейших партнеров России в арабском мире». По мнению Бочарова, новым импульсом развития двустороннего сотрудничества может стать интеграция в БРИКС.

С Путиным приехали помощники, экономблок, бизнес и Кадыров

В рабочем визите президента России в арабские монархии сопровождала высокопоставленная делегация. Из его администрации (АП) – пресс-секретарь и замглавы АП Песков, помощники президента по международным делам Ушаков, по экономическим Максим Орешкин и региональной политики Игорь Левитин. Из правительства – глава МИДа Сергей Лавров, первый вице-премьер Андрей Белоусов, вице-премьеры Денис Мантуров (сопредседатель межправокомиссии с ОАЭ) и Алексанр Новак (сопредседатель межправокомиссии с Саудовской Аравией). Сопровождала президента глава ЦБ Эльвира Набиуллина. Из глав госкорпораций – гендиректора «Росатома» Алексей Лихачев и «Роскосмоса» Юрий Борисов. Из деловых кругов – председатель Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев, представители «Газпромнефти» и «Лукойла», последнюю представил ее совладелец Вагит Алекперов.
Среди лиц, не анонсированных Ушаковым 5 декабря, но прибывших с Путиным в Абу-Даби, оказался глава Чечни Рамзан Кадыров, о чем сообщила его администрация и подтвердили журналисты кремлевского пула. Кадыров встретился с главой российской делегации на саммите СОР-28 Русланом Эдельгериевым – оба уроженцы чеченского села Центарой. Под началом Элельгериева в Дубае оказались министр экономического развития Максим Решетников, глава Росгидромета Игорь Шумаков, замглавы Минприроды Сергей Аноприенко, министр финансов Антон Силуанов и другие – всего 35 человек.

В Саудовской Аравии стороны больше акцентировали внимание на вопросах взаимодействия в рамках ОПЕК+, продолжает Бочаров. «В вопросах экономического сотрудничества с Россией саудиты осторожны. Но Эр-Рияд позиционирует себя как лидера мусульман, он может стать окном Москвы в арабский мир», – пояснил Бочаров.

Вторым по приоритетности пунктом переговоров Путина 6 декабря является ситуация на Ближнем Востоке, вопросы послевоенного устройства сектора Газа, считает старший преподаватель Школы востоковедения НИУ ВШЭ Андрей Зелтынь. По словам эксперта, ни у одной из сторон дискуссий нет рычагов давления на руководство Израиля, где живет немало выходцев из России: «Возможно, саудовские власти рассчитывают, что Москва через них окажет влияние на израильские элиты».

Но, продолжает Зелтынь, у Москвы и Абу-Даби есть рычаги воздействия на «Хамас», которая сейчас скорее «нерукопожатная» в арабском мире и демонтажа которой, желательно чужими руками, в реальности хотят элиты этих государств. «Здесь важна позиция Москвы: наша страна остается влиятельным актором на Ближнем Востоке. Хотя российские власти ведут диалог с палестинскими организациями, они носят тактический характер», – уточнил эксперт.

Третьим по важности пунктом обсуждения стала Украина. Как анонсировал Ушаков, Путин информировал арабских лидеров о ситуации вокруг нее и своем видении. Бочаров напомнил, что ОАЭ и Саудовская Аравия ранее пытались играть посредническую роль на этом направлении – в обмене пленными и попытках неофициальных переговоров. Визит Путина на Ближний Восток не окажет серьезного влияния на отношения США с ОАЭ и Саудовской Аравией, продолжает Зелтынь. Эксперт напомнил, что эти страны – крупнейшие покупатели американского вооружения, на территории этих стран размещены базы США. «Белый дом опасается, что, если начнет пересматривать свои партнерства на Ближнем Востоке, это толкнет арабские монархии в объятия Китая и России», – заключил эксперт.