Тема семьи станет одной из главных линий кампании 2024 года

Большинство граждан считают ее основной ценностью, следует из опросов ВЦИОМ
Евгений Разумный / Ведомости
Евгений Разумный / Ведомости

Экспертный институт социальных исследований (ЭИСИ) 30 ноября провел круглый стол, на котором руководитель департамента политических исследований ВЦИОМ Михаил Мамонов представил данные опроса соцслужбы. Среди наиболее важных для россиян ценностей (по закрытому вопросу, где предлагаются варианты ответов) – крепкая семья (68%), гордость за страну и историческая память (по 31%).

Среди целей россиян на первом месте здоровье (58%), на втором – создание счастливой семьи (56%), затем надежные друзья и любимое дело (тоже по 31%). Среди поводов для счастья 24% назвали семью, 21% – важность здоровья и жизни своих и близких, 20% – общую удовлетворенность жизнью (вопрос был открытый). Про необходимость укреплять традиционные ценности сказали 87%, а двигаться к общеевропейским – 8%.

Продвижение ценности семьи будет одной из главных линий избирательной кампании 2024 г., говорят два близких к администрации президента собеседника «Ведомостей». По словам одного из них, поддержка ценностей семьи в обществе высока: конкретные действия нужны, чтобы «еще больше [людей] себя с ними соотносили». Это положительно сказывается на социальном самочувствии граждан.

Владимир Путин 22 ноября подписал указ о проведении в 2024 г. Года семьи. Это было сделано для того, чтобы «искать наиболее эффективные, необходимые, важные и возможные для государства в сегодняшних условиях меры поддержки семей с детьми», говорил президент 28 ноября на заседании Всемирного русского народного собора: «Семья – это не просто основа государства и общества, это духовное явление, источник нравственности».

До этого Год семьи проводился в 2008 г. ВЦИОМ в ходе фокус-групп выявил, что люди ждут от такого «тематического года» увеличения мер экономической поддержки семей, повышения зарплат семейным сотрудникам и доступности ипотечных программ. К внеэкономическим – увеличение бесплатных секций для детей, «родительскую карту» для посещения музеев, проведение спортивных мероприятий для семей.

Среди информационно-просветительских мероприятий участники фокус-групп назвали введение в школах курса «Основы семейной жизни», трансляцию роликов, которые пропагандируют семейные ценности, создание фильмов и спектаклей с «позитивным образом семьи», проведение фестивалей, праздников с участием всей семьи и проведение конкурса «Семья года». К примеру, конкурс «Это у нас семейное» проводится в рамках платформы «Россия – страна возможностей».

На семинаре для вице-губернаторов 16–17 ноября начальник управления президента по обеспечению деятельности Госсовета Александр Харичев рассказывал, что на «личном уровне» воспринимают люди в рамках тематичесиких линий кампании («гордость – уверенность – надежда»). К примеру, в «гордости» – это «крепкая семья: успехи детей, достижения родителей», а в «уверенности» – это «благополучие семьи и близких, личная финансовая стабильность и здоровье».

Для работы с этим направлением будет использоваться в том числе слоган «Всей семьей», говорят собеседники «Ведомостей». Под ним, в частности, граждан могут приглашать на различные мероприятия развлекательного характера. Это не мешает потом позвать и к избирательному участку, рассуждает один из источников. А если, например, кто-то постоянно трудится на предприятии, рассуждает третий источник «Ведомостей», с ним в день выборов могут благодаря «Мобильному избирателю» проголосовать члены семьи. Слоган «Всей семьей на выборы» использовался в некоторых регионах на парламентских выборах 2021 г. и позднее на выборах в субъектах РФ.