В Дубае открывается климатическая конференция на высшем уровне

Лидеры США и Китая в ОАЭ не летят, а Россию на мероприятии представит советник президента Руслан Эдельгериев
Hollie Adams / Bloomberg via Getty Images

30 ноября в Дубае (ОАЭ) начинается ежегодная 28-я конференция Рамочной конвенции ООН об изменении климата (СОР28). Мероприятие планирует собрать до 70 000 делегатов со всего мира и продлится до 12 декабря. Саммит, посвященный декарбонизации мировой экономики, пройдет в стране, которая является одним из мировых лидеров по добыче нефти. Символично и назначение президентом климатической конференции ООН руководителя Национальной нефтяной компании Абу-Даби (ADNOC) Султана аль-Джабера, который планирует инвестировать в добычу нефти до $150 млрд в следующие пять лет.

По данным исследовательского центра Climate Central, период с ноября 2022 г. по октябрь 2023 г. стал самым теплым годом на планете за всю историю наблюдений. В повестке мероприятия, как и на предыдущих встречах в Глазго в 2021 г. и в Шарм-эль-Шейхе в 2022 г., – постепенный отказ от ископаемого топлива, стандарты торговли выбросами углекислого газа. Глобальная цель сдержать глобальное потепление не более чем на 1,5 градуса Цельсия выше доиндустриального уровня была провозглашена еще в Париже в 2015 г.

Впрочем недостижимость этой цели признал недавно генсек ООН Антониу Гутерриш. Согласно опубликованному 20 ноября докладу ООН, текущие целевые показатели стран по выбросам приведут к потеплению почти на 3°C в этом столетии, поэтому организация призвала к срочным действиям по более быстрому сокращению выбросов.

Одним из ключевых и труднорешаемых «прикладных» вопросов СОР28 станут «климатические репарации» – новый международный фонд для компенсации климатического ущерба развивающимся странам, который оценивается примерно в $100 млрд в год. О создании фонда договорились еще в прошлом году, но оно затянулось. Проект соглашения по нему был принят лишь 6 ноября 2023 г. в столице ОАЭ Абу-Даби.

США, хотя и приветствовали достижения соглашения, выразили сожаление, что в проекте документа не отражена добровольность пожертвований.

Западные СМИ уже сомневаются, что ОАЭ действительно заинтересованы обсуждать на площадке зеленый переход и декарбонизацию. BBC и Financial Times 28 и 27 ноября соответственно со ссылкой на утекшие в сеть документы сообщили, что Эмираты намерены использовать COP28 для заключения нефтегазовых сделок. Президент СОР28 и руководитель нефтедобывающей ADNOC Султан аль-Джабер в комментарии FT назвал подобную информацию «недостоверной».

Пессимизм в оценках результативности саммита звучит и из-за геополитических проблем. Еще в начале сентября исполнительный директор Международного энергетического агентства Фатих Бирол в интервью AFP заявил, что разногласия США и Китая, а также конфликт на Украине усложняют сотрудничество между ключевыми мировыми игроками в вопросе развития чистой энергетики.

США уже второй год подряд не будут представлены на климатической конференции первым лицом, не будет там и лидеров КНР и России. Москва примет участие в СОР28 на высоком уровне, заявил в октябре президент Владимир Путин на пленарном заседании Российской энергетической недели.

По словам информированного дипломатического источника «Ведомостей», глава делегации России на СОР28 – советник президента России и его специальный представитель по вопросам климата Руслан Эдельгериев.

Вопросы изменения климата и борьбы с ним остаются релевантными даже в сложных условиях кризиса на Украине и в Палестине, считает научный руководитель Российского совета по международным делам Андрей Кортунов. Эта проблема не потеряла своего мирового значения, но в текущих условиях сроки достижения климатических целей будут пересмотрены – например, очевидно, что планка в повышение температуры на 1,5 градуса выдержана не будет. Как итог странам придется менять подходы и адаптироваться к новой ситуации.

Главным «успехом» саммита в Глазго в 2021 г. организаторы считали декларацию о сокращении использования угля и субсидий для ископаемых видов топлива, напоминает заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. Изначально организаторы настаивали на формулировке «ускоренный отказ от угля», но Индия категорически отказалась подписывать такой документ. В итоге в прошлом году использование угля выросло не только в мире в целом, но и в Евросоюзе в частности.

Кроме того, в Глазго еще раз пообещали создать фонд в $100 млрд в год для адаптации к энергопереходу развивающихся стран за счет развитых, хотя так ни разу за предыдущее десятилетие это обязательство не выполнили. Не выполняется оно и после саммита в Шотландии, не говоря уже о том, что, по расчетам ООН, средств на адаптацию нужно в 4 раза больше, чем обещали развитые страны, говорит эксперт.

«Выполнение ужесточенных промежуточных показателей по выбросам, которые приняли в ЕС, США и Великобритании к конференции в Глазго, сейчас выглядит еще более нереалистично, чем тогда. Например, правительство Великобритании объявило о масштабном раунде лицензирования в сфере добычи нефти и газа в Северном море, что, мягко говоря, идет сильно в разрез с их обязательствами по декарбонизации», – резюмирует Гривач.

В подготовке статьи участвовала Елена Мухаметшина