Иран подтвердил получение российских боевых самолетов и вертолетов
Последний раз крупные поставки боевой авиации в страну были в 1990-е годыРоссийские многоцелевые истребители Су-35 поколения 4++, учебно-боевые самолеты Як-130 и ударные вертолеты Ми-28 начинают поступать на вооружение Ирана. Об этом в интервью агентству Tasnim 28 ноября заявил замминистра обороны генерал Сейед Махди Фарахи, передал ТАСС.
«Подтверждено прибытие Як-130, истребителей Су-35 и вертолетов Ми-28 [в войска], и этот процесс идет», – сказал Фарахи. По его словам, в количественном отношении у военно-воздушных сил страны «хорошие возможности», но «на повестке дня стоит качественное усовершенствование вертолетной техники». При этом первые два учебно-боевых самолета Як-130 доставлены в Иран в начале сентября 2023 г., сообщает агентство.
«Рособоронэкспорт» не стал комментировать «Ведомостям» эту информацию.
В середине января 2023 г. член комиссии по национальной безопасности и внешней политике парламента Ирана Шахрияр Хейдари сообщил, что республика заказала российские истребители Су-35. Контракт на поставку российских истребителей Су-35 одобрен Ираном 11 марта 2023 г. Позднее в этом же месяце постпредство страны в ООН заявило о завершении сделки по покупке истребителей. В январе Tasnim также сообщало о том, что руководство Ирана рассматривает возможность приобрести партию боевых вертолетов для военно-морских и сухопутных сил страны, а также для Корпуса стражей исламской революции (КСИР).
Больше эта информация не подтверждалась. Истребитель Cу-35 поколения 4++ разработан ОКБ Сухого в конце 2000-х гг. как наиболее глубокая модернизация истребителя Су-27. Для ВКС России заказано и поставлено около 120 таких машин, 24 экспортированы в Китай. В 2022 г. французское издание Air & Cosmos сообщало, что контракт с Египтом на 30 таких машин якобы остановлен под давлением США, причем 15 машин уже собрано.
18 октября 2020 г. истек срок оружейного эмбарго ООН в отношении Ирана. Полный запрет на передачу Тегерану современных вооружений был введен резолюцией СБ ООН в июне 2010 г. В 2015 г., после заключения «ядерной сделки», резолюция СБ ООН 2231 заменила эмбарго на ограничительный режим сроком на пять лет, в течение которых любая страна, желающая продать оружие Тегерану, должна была сначала получить разрешение Совбеза.
Устаревшие типы
По данным ежегодника Military Balance, на 2023 г. ВВС Ирана были оснащены в значительной степени морально и физически устаревшей американской и французской авиатехникой производства 70-х гг. прошлого века. Некоторая часть российских и китайских машин производства 1980–1990-х гг. поставлена в 1990-е. По заключенным еще в СССР контрактам Ирану поставлены истребители МиГ-29 и бомбардировщики Су-24, а позднее из России были получены транспортные вертолеты Ми-171.
ВВС Ирана нельзя назвать современными в сравнении с монархиями Персидского залива, имеющими на вооружении современные американские F-15, F-16 и F-18 и французские Rafale, считает научный сотрудник Центра изучения стратегического планирования ИМЭМО РАН Илья Крамник. Более того, ОАЭ продолжают вести переговоры о поставке американских истребителей пятого поколения F-35, хотя Вашингтон не проявляет энтузиазма, отмечает Крамник. В такой ситуации получение Ираном Су-35 – это заявка на качественное изменение ситуации с оснащением ВВС и сигнал США и Израилю, которые неоднократно говорили о планах ударов по иранским объектам, полагает эксперт.
«Из-за очевидно небольшого числа новых машин о действительном изменении ситуации говорить рано. Пока Су-35 будут, очевидно, включены в ПВО Тегерана, ядерных и других военных и промышленных объектов. Но подразделение, укомплектованное ими, будет самым боеспособным. Если их поставят в достаточном количестве, они укрепят ударный потенциал Ирана в регионе», – говорит Крамник. Сейчас не идет речь о том, что эта поставка изменит баланс сил в регионе, говорит иранист Никита Смагин.
Для Ирана закупка современных боевых самолетов и вертолетов стала основной целью после завершения эмбарго, считает эксперт по оборонной промышленности Ирана Юрий Лямин. Он отмечает, что современная ударная пилотируемая авиатехника была слабым местом армии и ВПК страны, последний еще долго не сможет закрыть эту потребность. По словам Лямина, используемый Ираном авиапарк сокращается количественно: поддерживать в боеспособном состоянии 50-летние американские самолеты и вертолеты, находясь десятилетиями под американскими санкциями, трудно.
Иранская авиационная промышленность из боевых пилотируемых самолетов может сейчас предложить только истребители Kowsar – модернизированные копии устаревших американских F-5, которые производятся в единичных количествах. Также сейчас идут испытания иранского учебно-боевого самолета Yasin, более легкого и простого по конструкции, чем российский Як-130.
«На этом фоне поставленные три месяца назад первые учебно-боевые самолеты Як-130 стали первыми новыми боевыми самолетами, полученными Ираном из-за рубежа с момента приобретения в России нескольких штурмовиков Су-25УБК в 2003–2006 гг. В принципе, просто изучение новых российских самолетов может быть полезно для специалистов иранской авиационной промышленности», – заключает Лямин.
В подготовке статьи участвовал Алексей Никольский