Кто выступил за продление перемирия в Газе
27 ноября закончился четырехдневный срок прекращения огняИзначально условием Тель-Авива для продления перемирия еще на один день было освобождение «Хамас» дополнительно не менее 10 заложников. Всего соглашение о перемирии предусматривало обмен 50 захваченных группировкой заложников на 150 палестинцев из израильских тюрем.
МИД Катара вечером 27 ноября объявил о продлении перемирия на 48 часов.
Вечером 27 ноября пресс-секретарь израильского правительства Эйлон Леви заявил, что продление режима прекращения огня возможно лишь в случае освобождения 50 дополнительных лиц. По его словам, в плену у группировки в секторе Газа по состоянию на вечер понедельника оставалось 184 человека.
«Хамас» освободил 24–26 ноября в общей сложности 41 заложника. Израиль за это время выпустил 78 женщин и подростков, содержавшихся в его тюрьмах.
Накануне последнего дня перемирия The Wall Street Journal сообщила, что стороны конфликта надеются на продление перемирия, для того чтобы «Хамас» освободил еще 40–50 человек, что потребует продления режима прекращения огня еще на 2–4 дня. Позже, утром 27 ноября, о желании продлить соглашение заявила и сама палестинская группировка в своем официальном Telegram-канале.
Проблема освобождения некоторых заложников заключается в том, что их захватил не «Хамас», а союзные ему группировки. По словам премьера Катара Мухаммеда бен Абдель Рахмана Аль Тани, более 40 женщин и детей могут удерживаться в плену в секторе Газа иными организациями.
Еще одной сложностью, согласно источникам Haaretz, стало недовольство «Хамас» тем, что в изначальные списки не были включены шесть палестинских заключенных. Израиль же, по данным Haaretz, недоволен разделением семей заложников – когда освобождаются лишь некоторые из захваченных родственников.
27 ноября о необходимости продления перемирия заявил президент США Джо Байден по итогам прошедшего ночью разговора с израильским премьером Биньямином Нетаньяху. Нетаньяху еще 26 ноября подчеркивал, что после окончания перемирия, будь даже оно продлено на несколько дней, Израиль продолжит военную операцию в Газе в полную силу «до конца, до победы».
Продление перемирия возможно и основным фактором будет освобождение заложников, считает научный сотрудник Центра ближневосточных исследований ИМЭМО РАН Людмила Самарская. Но Израиль заинтересован в продолжении военной операции в Газе – в том числе потому, что ее полное прекращение может быть воспринято как слабость.
«Дипломатические переговоры на данном этапе представить крайне сложно», – отметила Самарская. Она полагает, что внутриполитические мотивы Нетаньяху, а также консенсус в «кабинете войны» побуждают его продолжать операцию.
При организации перемирия в Газе столкнулись интересы нескольких групп региональных игроков, отмечает старший преподаватель Школы востоковедения НИЭ ВШЭ Андрей Зелтынь. В первую очередь основными сторонниками прекращения огня становятся посредники в соглашении – Египет и Катар, указывает он.
Доха стремительно наращивает свой престиж на международной арене, она имеет инструменты давления на «Хамас», зарубежная штаб-квартира которого находится в Катаре и финансируется эмиратом. Египет заинтересован в том, чтобы ни экстремисты, ни беженцы не перехлестнули через его границу с Газой, отмечает эксперт.
Но главный выгодополучатель перемирия и его продления – это сам «Хамас», который таким образом стремится «оттянуть развязку» и даже сохранить свою военную структуру. Свидетельством тому те задержки в обмене удерживаемыми лицами, которые были в субботу и воскресенье, замечает востоковед.
Против этого очевидно Израиль, который хочет уничтожить группировку и согласился на перемирие для освобождения заложников ради успокоения общественности. Но уничтожение «Хамас» Израилем было бы на руку элитам большинства арабских монархий Персидского залива, которые все предыдущие годы пытались сблизиться с Тель-Авивом. «Так что боевые действия все равно возобновятся: израильтяне не оставят «Хамас» и Газу в текущем состоянии при фактическом бездействии на словах поддерживающих Газу арабских и мусульманских стран», – заключил Зелтынь.