Соцсеть Дональда Трампа Truth принесла убытки в $73 млн
Ее состоятельность как политического инструмента также сомнительнаСоциальная сеть для сторонников бывшего президента США Дональда Трампа Truth Social потеряла $73 млн с момента запуска в начале 2022 г. Это сообщило Reuters со ссылкой на обязательное раскрытие информации, поданное ее владельцем Digital World Acquisition Corp в Комиссию по ценным бумагам и биржам, чтобы в перспективе произвести слияние с материнской компанией Trump Media & Technology Group (TMTG) и, выйдя на биржу, найти финансирование для платформы.
Первая попытка слияния убыточной соцсети с TMTG не увенчалась успехом еще в октябре 2022 г. Трамп объявил о запуске своей сети в октябре 2021 г. По его словам, она «противостоит крупным технологическим» компаниям, таким как Twitter и Facebook (принадлежит Meta, которая признана экстремистской организацией и запрещена в РФ). Те запретили ему доступ к аккаунтам в связи с обвинениями в распространении ненависти после штурма Капитолия в январе 2020 г. сторонниками республиканца.
На момент запуска соцсети Трампа в феврале 2022 г. в очереди на регистрацию туда было около полумиллиона пользователей, недельное число установок приложения составляло около 872 000. Уже в марте показатель упал до 60 000 в неделю. К концу марта Truth Social была загружена 1,2 млн раз.
В мае 2022 г. трамповская TMTG опубликовала результаты соцопроса, согласно которым до 54% сторонников республиканской партии якобы заявили о желании вступить в соцсеть экс-президента. Но в этот момент там было лишь 513 000 активных ежедневных пользователей.
Ажиотаж вокруг сети уже начал спадать, так как месяцем ранее Илон Маск приобрел Twitter и объявил о планах масштабной реформы сообщества. Маск утверждал, что само существование Truth Social стало возможным только благодаря цензуре на других платформах, от которой он намерен избавиться. По последним данным, число активных пользователей Truth Social составляет 607 000.
Truth Social – провальный проект с точки зрения финансов, но у него и не было коммерческой задачи: экс-президент хотел создать медийную альтернативу враждебным социальным сетям, напоминает политтехнолог, руководитель «Дубравский консалтинг» Павел Дубравский. При этом задачу обойти классические социальные платформы и их цензуру для ядерных сторонников соцсеть выполнила, считает эксперт.
Трампу проще написать один твит на дружественной площадке, чем пойти на телевидение и защищаться от вопросов журналистов, считает Дубравский: «Эффект по охвату примерно одинаковый, а в некоторых случаях даже выше. Truth окупается скорее политически». Политтехнолог отмечает, что сообщения об убытках сети распространяются в рамках компании по предвыборной дискредитации экс-президента.
Соцсеть Трампа работает лучше своих правоконсервативных альтернатив, считает эксперт: сеть Parler закрылась в 2023 г., хотя начинала с 15 млн пользователей в 2018 г. Консервативная Gettr, по оценке SimilarWeb, собирает 100 000 пользователей в месяц. Но политолог Евгений Минченко считает, что платформа Truth все же превратилась в резервацию для правоконсервативных сторонников Трампа, а ее мобилизационные возможности ничтожны.
«Больший охват подразумевает и другую задачу – делать платформу как бизнес и как соцсеть для всех, – отметил эксперт. – Путь политической соцсети оказался не слишком эффективен: стать новым пользователем там затруднительно, как и потреблять контент. Эта схема не работает как быстрая система распространения агитации на широкую аудиторию».