Джо Байден и Си Цзиньпин встретятся в США на полях саммита АТЭС

Конкретные договоренности лидеров Китая и США могут коснуться лишь отдельных вопросов
Xinhua via AFP
Xinhua via AFP

Президент США Джо Байден и председатель КНР Си Цзиньпин проведут 15 ноября на полях саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в Сан-Франциско вторую личную встречу в качестве лидеров этих стран. В прошлый раз они общались год назад, 14 ноября 2022 г., на полях саммита G20 на Бали, встреча продлилась 3 часа 12 минут. Предыдущий же визит Си в США состоялся в 2017 г., когда президентом был Дональд Трамп.

США ожидают, что встреча лидеров принесет конкретные результаты, рассказал 13 ноября советник Байдена по национальной безопасности Джейк Салливан: «Мы считаем, что есть области, в которых наши интересы совпадают – например, усилия по борьбе с незаконной торговлей фентанилом (наркотик, уровень смертности от которого значительно вырос в США в последние годы. – «Ведомости»). Есть также области, где мы можем более эффективно управлять конкуренцией – например, путем восстановления военных каналов связи».

Велика вероятность, что как минимум по двум упомянутым вопросам главы государств придут к договоренностям. Агентство Bloomberg сообщило о подготовке соглашения в области борьбы с оборотом фентанила, согласно которому Китай будет контролировать химические компании, чтобы остановить поток как этого вещества, так и прекурсоров, которые используются при производстве наркотика. Взамен США могут снять санкции против китайского института судебной полиции, который подпал под них за нарушения прав человека.

8 ноября издание Axios со ссылкой на свои источники сообщило, что Байден и Си намерены объявить и о возобновлении контактов военных ведомств двух стран. Предварительное согласие китайской стороны на это в конце октября 2023 г. передал американцам глава МИД КНР Ван И во время своего визита в США. Пауза в диалоге военных представителей КНР и США длится с августа 2022 г., когда состоялся резонансный полет бывшего спикера палаты представителей США Нэнси Пелоси на Тайвань.

При этом издание Politico писало о намерении Байдена провести «жесткие переговоры» с Си – в частности, об Иране и России. Отмечалось, что Вашингтон особенно обеспокоен угрозой открытия «второго фронта» против Израиля со стороны ливанской группировки «Хезболла», которую поддерживает Тегеран. Салливан также отмечал накануне, что, по его мнению, Китай заинтересован в деэскалации на Ближнем Востоке, чему он может поспособствовать, донеся свою обеспокоенность до Ирана.

По данным газеты Financial Times, диалог Байдена и Си особенно важен в преддверии 2024 г., который, по его словам, может оказаться «неровным» в отношениях двух стран из-за выборов президентов Тайваня и США. Байден намерен подтвердить, что США по-прежнему привержены политике «одного Китая», но при этом выразит обеспокоенность Си возможным вмешательством Пекина в грядущие выборы на острове.

Китайское госагентство «Синьхуа» в преддверии саммита выпустило пять весьма примирительных по духу статей о возвращении отношений с США «в нормальное русло». Там, в частности, говорится о том, что экономики Китая и США скорее дополняют друг друга, чем конкурируют, две страны несут важную ответственность за процветание и развитие человечества, а их общие интересы в последнее время лишь увеличились. Сообщило «Синьхуа» и о том, что именно Сан-Франциско стал первой остановкой во время первого посещения Си Цзиньпином США весной 1985 г., когда он возглавлял партком уезда Чжэндин провинции Хэбэй.

Как пишет Reuters, после переговоров с Байденом у Си запланирован ужин с представителями американского бизнеса, который организуют Американо-китайский деловой совет (USCBC) и Национальный комитет по американо-китайским отношениям (NCUSCR).

Российскую делегацию на мероприятиях АТЭС возглавил вице-премьер Алексей Оверчук. Как говорил ранее старший представитель России в АТЭС Марат Бердыев, Вашингтон не пригласил президента РФ Владимира Путина на форум из-за санкций.

В Сан-Франциско 13 ноября уже прошло заседание министров финансов стран АТЭС, где, по словам американского министра Джанет Йеллен, они пришли к единству по вопросу решения глобальных вызовов. В частности, речь шла об обеспечении устойчивого финансирования на борьбу с изменением климата и т. п.

$550,7 млрд

составил товарооборот Китая и CША по итогам первых 10 месяцев 2023 г. По данным ГТУ КНР, он сократился на 13,2% в годовом выражении

Старший представитель госдепартамента в АТЭС Мэтт Мюррей отметил, что США хочет достичь консенсуса между всеми участниками для согласования итогового заявления саммита. Он допустил, что в 2023 г. оно может быть не принято из-за трений «по поводу формулировок, связанных прежде всего с конфликтом России и Украины».

Вероятнее всего, американцы снова будут поднимать такие вопросы, как ситуация с правами человека в Синьцзяне, говорит главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Васильев. Но реально для США сейчас самое важное – не допустить обострения ситуации вокруг Тайваня, где скоро пройдут выборы, и в Южно-Китайском море, когда в мире есть два крупных горячих конфликта в Европе и на Ближнем Востоке.

Второй по важности для Вашингтона вопрос, по мнению Васильева, – развитие торгово-экономических отношений и увеличение американского экспорта в КНР. «Наконец, Байден наверняка вынесет на отдельное обсуждение отношения Китая с Ираном и Россией», – говорит аналитик.

КНР в ответ на это может указать на формирование трехстороннего альянса США – Южная Корея – Япония, а также AUKUS и потому здесь, вероятно, каждый останется при своем, говорит Васильев. При этом китайцы внимательно следят за внутриполитической ситуацией в США и не хотели бы прихода в 2024 г. к власти там республиканцев, уверен эксперт.

Си и Байден, скорее всего, предъявят миру какие-то конкретные договоренности, так как их встреча долго готовилась членами правительств двух стран, считает руководитель Школы востоковедения НИУ ВШЭ Андрей Карнеев. Эксперт ожидает, что встреча может проявить «умеренный позитив» в их отношениях – например, в вопросах восстановления военных связей, борьбы с наркотрафиком, климата и искусственного интеллекта, но не по Тайваню.

При этом грядущая встреча зафиксирует стремление сторон продолжать диалог, что может помочь не скатиться к конфронтации, считает Карнеев.