Кабмин поручил проработать механизм минимизации штрафов для бюджетных учреждений

При полном устранении нарушений Минэк предлагает освобождать их от денежных взысканий
Анна Майорова / URA.RU / ТАСС
Анна Майорова / URA.RU / ТАСС

Правительство России поручило Минюсту и заинтересованным федеральным органам исполнительной власти проработать механизм, позволяющий контрольно-надзорным органам не штрафовать бюджетные учреждения и их руководителей за нарушения, устранение которых связано с полномочиями их учредителей – региональных органов власти и муниципалитетов. Об этом «Ведомостям» сообщил представитель пресс-службы Белого дома. Поручение дано по итогам правительственного часа в Госдуме (ГД) «О мерах по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности» с участием вице-премьера Дмитрия Григоренко, который прошел 12 июля.

Минэкономразвития, по словам представителя пресс-службы правительства, уже подготовило ряд предложений (см. врез). Ведомство предлагает распространить действующую сейчас для государственных и муниципальных школ и детсадов практику замены контрольно-надзорных мероприятий на профилактические визиты на другие бюджетные организации. В частности, «на государственные и муниципальные учреждения в сфере здравоохранения и социального обслуживания детей», уточнил представитель пресс-службы кабмина.

«В этом случае в целях оценки соблюдения требований могут проводиться контрольные (надзорные) действия и допускается выдача предписания, в том числе учредителю. При этом учреждение не штрафуется, если нарушения полностью устранены», – пояснил он.

Также Минэк предлагает внедрить механизм соглашения между учреждением и контрольно-надзорными органами, которое «предусматривает формирование индивидуальной дорожной карты устранения нарушений с учетом имеющихся у учредителя средств и характера нарушений». «Если такое соглашение выполняется, то учреждение также освобождается от ответственности», – добавил представитель пресс-службы правительства.

«Ведомости» направили запросы в Минюст и Минэкономразвития.

Бюджетные учреждения и муниципалитеты подвергаются, возможно, и обоснованным претензиям, но вместо профилактики вводятся штрафы, говорит председатель комитета Совета Федерации (СФ) по регламенту и организации парламентской деятельности Вячеслав Тимченко. «Муниципальные бюджеты у нас дефицитные, они формируются в значительной степени за счет субвенций, дотаций. Поэтому штрафовать социально направленные муниципальные учреждения абсолютно неверно», – сказал он «Ведомостям».

Председатель нижней палаты парламента Вячеслав Володин, в свою очередь, во время июльского правительственного часа в ГД предлагал разработать нормативный акт, согласно которому при проверке бюджетных учреждений надзорные органы выносили бы решения в том случае, если средства на устранение допущенных нарушений выделены, но израсходованы нецелевым образом.

«У нас же получается так: деньги не выделяет район или город, а спрашивают с учреждения образования или с детского садика – с директоров этих учреждений. Но отвечает за это все‑таки глава района или города, потому что он не профинансировал. Здесь было бы правильно дать четкий сигнал», – заявлял он.

Григоренко, в свою очередь, заметил на правчасе, что в 2022 г. количество проверок по всей стране сократилось почти в 5 раз по сравнению с 2019 г., когда стартовала реформа контроля и надзора. В прошлом году было проведено 339 000 проверок, две трети из них не были связаны со сферой бизнеса, уточнил он. По словам вице-премьера, главным изменением в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности стало обязательное применение риск-ориентированного подхода к проведению проверок.

Проблема излишней активности контрольно-надзорных органов в отношении муниципалитетов обсуждалась и на прошедших 3 октября в СФ парламентских слушаниях по бюджету. Губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров тогда обратил внимание, что для удовлетворения всех выставленных надзорными ведомствами требований в бюджет региона на 2024 г. необходимо дополнительно заложить 27 млрд руб. При том что доходная часть краевого бюджета на 2023 г. составляет 160,2 млрд руб., а расходная – 190,1 млрд руб., следует из закона о бюджете Ставропольского края.

Председатель СФ Валентина Матвиенко заметила, что в условиях введенного в 2022 г. моратория на проверки бизнеса контрольно-надзорные органы «с двойным упорством начали проверки муниципальных органов власти, начали их душить и накладывать опять финансовые обязательства, понимая, что и время не то, и денег-то нет». Она предложила кабмину «очень внимательно рассмотреть [проблему] и держать на контроле».

По словам Тимченко, вопрос будет рассмотрен на одном из ближайших заседаний комиссии СФ по мониторингу законодательства РФ в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. «Нам надо уйти от проверок и прийти к профилактическим визитам, подсказывая тем или иным структурам, где не совершить ошибки», – пояснил Тимченко.

Мораторий на плановые проверки предприятий был частью комплекса мер, предложенных в прошлом году кабинетом министров для обеспечения устойчивости развития экономики и снижения нагрузки на бизнес в условиях санкций. 29 декабря 2022 г. премьер-министр РФ Михаил Мишустин продлил его на 2023 г.