Саммит G20 в Индии пройдет без Си Цзиньпина и Владимира Путина

Итоговый документ по результатам встречи впервые может быть не принят
Без участия Владимира Путина и Си Цзиньпина саммит G20 уже не будет иметь прежнего масштаба и значения
Без участия Владимира Путина и Си Цзиньпина саммит G20 уже не будет иметь прежнего масштаба и значения / SAJJAD HUSSAIN / AFP

Председатель КНР Си Цзиньпин пропустит саммит лидеров стран «Группы двадцати» (G20) в Индии, который пройдет в ее столице Нью-Дели 9–10 сентября. Первым об этом сообщило агентство Reuters со ссылкой на источники в двух странах, позже информацию подтвердил и дипломатический источник «Ведомостей».

Китай представит на ежегодном форуме премьер Госсовета (глава правительства) Ли Цян, сообщили Reuters источники в Индии, при этом не указав причину отказа Си приехать. Ранее он посещал все саммиты, за исключением встречи 2021 г. в Риме во время пандемии коронавируса, но тогда он принял участие по видеосвязи. Индийцы с самого начала заявили, что не намерены давать лидерам подобную возможность в 2023 г., рассказал «Ведомостям» источник, знакомый с позицией организаторов. Кроме того, на саммит из лидеров стран не приедет и президент Мексики Андрес Мануэль Лопес Обрадор, который очень редко выезжает за пределы страны. «Ведомости» направили запросы шерпе (помощнику премьера по связям G20) Индии Амитабху Канту и в посольство Индии в России.

25 августа пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков заявил, что Владимир Путин не планирует ехать в Индию, так как у него «сейчас действительно насыщенный график и, конечно, главное – СВО». Официальный представитель МИД России Мария Захарова 29 августа подтвердила, что российскую делегацию на G20 возглавит министр иностранных дел России Сергей Лавров, как это было и в 2022 г. в Индонезии.

Планы президента США Джо Байдена приехать в Индию пока не изменились, это анонсировал 20 августа помощник американского лидера по национальной безопасности Джейк Салливан. Впрочем, 30 августа глава Белого дома заявил, что «может изменить планы своих зарубежных поездок из-за последствий урагана «Идалия» в США. Но в любом случае в Нью-Дели уже не состоятся его переговоры с Си, что стало одним из центральных событий саммита G20 в 2022 г. Тогда они проговорили 3 часа 12 минут, выступив против деградации отношений и договорившись о сотрудничестве по отдельным глобальным вопросам. Следующий очевидный шанс у лидеров США и Китая провести переговоры, которые анонсировал Байден, может возникнуть в ноябре на саммите АТЭС в Сан-Франциско.

Страны G20 могут в 2023 г. впервые не согласовать совместный документ из-за ряда противоречий между ними, в частности по вопросам мировой политики и климата. Так, агентство Bloomberg 31 августа сообщило о спорах Индии и Китая, который заблокировал формулировки относительно осуждения конфликта на Украине и долговых обязательств развивающихся рынков. 

По словам источников, знакомых с черновым содержанием итогового коммюнике G20, сейчас там содержится призыв выделить дополнительные $500 млрд для достижения целей устойчивого развития. Здесь свое несогласие, вероятнее всего, выразят страны G7. 30 августа Захарова заявила, что Россия на предстоящем в Индии саммите G20 «намерена добиваться выверенных решений в области цифровой трансформации», а также в вопросе снижения рисков в сфере энергетической и продовольственной безопасности. Она добавила, что продуктивный потенциал G20 в последнее время «искусственно сдерживается конфронтационной линией коллективного Запада». В марте Лавров по итогам саммита министров иностранных дел G20 сетовал, что на той встрече в Нью-Дели «только и говорили об Украине и итоговой декларации», назвав такую ситуацию «стыдом и позором». Тогда министрам иностранных дел G20 не удалось принять совместную декларацию, вместо нее было согласовано резюме из 22 пунктов, где два пункта об Украине не были согласованы. По словам Лаврова, дискуссия под давлением стран G7 «сбивалась на эмоциональные заявления», что мешало обсуждению «тех проблем, которые реально стоят перед группой».

Отдельным фактором Bloomberg называет конкуренцию Китая и Индии за лидерство на глобальном Юге. Так, Нью-Дели проводил в январе онлайн-саммит «Голос глобального Юга», а на сентябрьский саммит помимо членов G20 приглашены Бангладеш, Египет, Маврикий, Нигерия, ОАЭ, Оман, а также Испания, Нидерланды и Сингапур.

В 2022 г. согласовать совместную декларацию по итогам саммита на Бали все-таки удалось, несмотря на полярные позиции стран – участниц формата по конфликту на Украине. Как отмечал тогда Песков, российская делегация «приложила много усилий, чтобы сбалансированный текст родился». В декларации говорилось, что большинство членов G20 «строго осудили войну на Украине», указав на «вызванные ею огромные человеческие страдания и осложнение актуальных проблем в мировой экономике». При этом в документе отмечалось, что «были также высказаны другие точки зрения и различные оценки, касающиеся указанной ситуации [на Украине] и санкций».

Вероятно, отказ Си поехать в Индию связан с какими-то внутриполитическими проблемами, о которых сейчас трудно судить извне, говорит профессор СПбГУ Яна Лексютина. В такой ситуации было принято решение послать представителя более низкого уровня и вряд ли здесь имеют большое значение натянутые отношения Пекина с Нью-Дели – они длятся долгое время, добавила она. В последние годы Си стал в целом очень редко выезжать за границу, делая это только по каким-то особенно значимым поводам вроде госвизитов в Россию и ЮАР, говорит руководитель Школы востоковедения НИУ ВШЭ Андрей Карнеев. Вероятно, от нынешнего саммита G20 Си не ожидает никаких прорывных решений, тем более что встреча с Байденом на прошлогоднем саммите не привела к дружелюбию со стороны США. Карнеев напоминает, что и основатель КНР Мао Цзэдун очень редко выезжал за границу, а нынешний статус Си позволяет ему повторять такую модель поведения лидера государства.