Военные Мали и Буркина-Фасо предостерегают от военной интервенции в Нигер

Прямого вооруженного вмешательства в ситуацию в африканской стране хотят избежать и ее соседи, и связанная с регионом Франция
BALIMA BOUREIMA / Anadolu Agency via AFP
BALIMA BOUREIMA / Anadolu Agency via AFP

Военное руководство Мали и Буркина-Фасо, где действует российская ЧВК «Вагнер», предупредило, что военное вмешательство против соседнего Нигера, где 26 июля произошел военный переворот, будет равносильно объявлению войны и этим странам, говорится в совместном заявлении представителей двух государств, опубликованном в ночь на 1 августа на странице представителя Мали полковника Абдулае Майги в Twitter. Заявление сделано после угрозы Экономического сообщества стран Западной Африки (ЭКОВАС; в него входит 15 государств региона) 30 июля применить военную силу против военных в Нигере, если они не восстановят гражданские власти в течение недели.

Члены организации уже ввели против Нигера экономические санкции: транспортную блокаду, заморозку активов страны в региональном банке и прекращение энергетических операций. Приостановили финпомощь Нигеру власти США, Франции и ЕС. «Представители переходных правительств в Мали и Буркина-Фасо выражают братскую солидарность с народом Нигера, решившего с полной ответственностью взять судьбу страны в свои руки», – заявили в ответ на это военные Мали и Буркина-Фасо в ночь на 1 августа. Они пригрозили в случае военной интервенции также выйти из ЭКОВАС.

Чуть позже поддержку новым властям в Нигере выразила Гвинея. Начальник штаба обороны республики генерал Ибраим Сори Бангур заявил, что «новые власти в Ниамее приложат все усилия, чтобы гарантировать согласие в стране и субрегионе». По его словам, экономические рестрикции и военное вмешательство не разрешат внутриполитический кризис, но могут привести к гуманитарной катастрофе, последствия которой могут выйти за пределы Нигера.

Демонстрация солидарности трех республик военным в Нигере вызвана желанием их властей утвердить собственную легитимность дома, сказал ведущий научный сотрудник Института стран Азии и Африки МГУ Николай Щербаков. «Для них это проявление некоего африканского интернационала, способ заработать репутацию сильных лидеров, готовых пойти наперекор международному диктату», – отметил эксперт. Щербаков напомнил, что во всех этих странах смена власти происходила в результате смещения гражданских правительств военными, после чего членство Мали, Буркина-Фасо и Гвинеи в ЭКОВАС приостановлено. Нынешний председатель переходного правительства в Мали полковник Ассими Гоита пришел к власти через военный переворот в 2020 г., глава правительства в соседней Буркина-Фасо капитан Ибрагим Траоре отстранил от руководства главу хунты Поля-Анри Сандаого Дамибу через восемь месяцев после первого переворота в 2022 г. Армия в Гвинее удерживает власть с 2021 г., после задержания президента Альфы Конде.

31 июля мятежники в Нигере обвинили Париж в подготовке военной операции по освобождению свергнутого президента Мохамеда Базума. МИД Франции обвинения африканцев отвергает. На следующий день на фоне нападения на французские дипломатические учреждения в Ниамее Париж объявил об эвакуации до 1200 своих граждан из Нигера. О репатриации своих соотечественников также объявила Италия, а поздно вечером 1 августа эвакуацию любых граждан стран Евросоюза объявил глава европейской дипломатии Жозеп Боррель. МИД Франции и другие государства осудили переворот. Россия назвала смену власти «антиконституционной затеей», но основатель российской ЧВК «Вагнер» Евгений Пригожин назвал произошедшее «результатом давно назревшего освобождения республики от колонизаторов», предложив мятежникам в Нигере помощь.

Новые власти Нигера приостановили экспорт урана и золота во Францию. Но 1 августа газета Le Monde сообщила, что французская добывающая компания Orano продолжила добычу урана и сохраняет связь с сотрудниками компании в Нигере. Страна занимает 7-е место по производству урана в мире и обеспечивает до 17% используемого французами сырья для производства энергии. Нигер – важный союзник Запада по сдерживанию нелегальной миграции и исламистских группировок. Для борьбы с ними в Ниамее дислоцированы крупнейшая в регионе авиабаза Франции, подразделения Германии, Италии и США.

В кризисе вокруг Нигера Франция и заинтересованные государства Африки ставят на дипломатию, а не на силу, полагает Щербаков. По его словам, на Нигер завязаны экономические и политические интересы не только Франции, но и Нигерии (самая влиятельная страна в ЭКОВАС), заинтересованной в строительстве транссахарского трубопровода через республику, чтобы быстро экспортировать углеводороды в ЕС. «Военная интервенция дестабилизирует ситуацию, никто не хочет рубить с плеча и превращать страну в слабое звено в борьбе с терроризмом», – считает эксперт. С другой стороны, продолжает Щербаков, временная администрация Ниамеи не закрыла каналы связи отстраненного президента с внешним миром, что показывает открытость Нигера к диалогу.

Париж не станет предпринимать активных шагов для возвращения власти Базума, полагает директор аналитического франко-русского центра «Обсерво» Арно Дюбьен. По его словам, события в Нигере активизировали во Франции общественные дебаты о сохранении военного присутствия в этой части Африки. «После ухода французских солдат из Мали наступил переломный момент в африканской политике Елисейского дворца. Многие не понимают, зачем французам этот проблемный регион», – сказал эксперт. По его словам, в перспективе Париж выведет военных из Африки, отдаст вопросы безопасности местным государствам и обратит взоры на нефранкоговорящие страны, где выше экономический потенциал. В перспективе, по его мнению, в регионе неизбежна активизация исламского терроризма. «Есть реальный риск превращения региона ниже Сахары в «черную дыру», – заключил он.