Местные выборы в новых регионах пройдут только по партийным спискам
Так выбирали первых муниципальных депутатов в Крыму после его присоединения к РоссииВыборы депутатов органов местного самоуправления (МСУ) в Донецкой и Луганской народных республиках, Запорожской и Херсонской областях будут проходить, как и выборы в заксобрания, – исключительно по пропорциональной системе, т. е. депутатов изберут по партспискам. На выборах местного уровня обычно используется мажоритарная (одномандатная) система, говорит политолог Илья Гращенков. «Уровень МСУ – это не про противостояние партийных идеологий, а про локальные проблемы. Один кандидат обещает провести дорогу, другой обещает лавочки покрасить. И люди голосуют или за лавочки, или за дорогу. А не за идеологию, выбирая партийный список», – говорит он.
В данном случае решение проводить выборы по пропорциональной системе объясняется рациональным подходом к системе выборов: иногда муниципалитеты не целиком контролируются РФ, и пока не до конца ясно, как могли бы проходить выборы депутатов-одномандатников, представляющих эти территории. Кроме того, как отмечает электоральный юрист Антон Рудаков, новые регионы «таят в себе» большое количество кандидатов, которые могут придерживаться разных взглядов. А выборы по спискам более контролируемы, чем выборы по одномандатным округам или по смешанной системе, полагает он.
«Сейчас обойдутся без случайных людей. Тем более что объем работы на муниципальном уровне новых регионов колоссальный», – отмечает Рудаков. По сведениям федерального чиновника, обсуждалась также возможность серьезно сократить каденцию местных депутатов (сейчас выборы по законам РФ проходят раз в пять лет), чтобы упростить в случае необходимости их ротацию. Но такой подход не был принят: считается, что первые органы МСУ должны быть созданы по российским стандартам сразу в четырех регионах. В ДНР и ЛНР местных депутатов вовсе не выбирали, а на украинской территории (т. е. контролируемой Киевом территории одноименных областей, а также в Запорожье и Херсоне) они проходили в 2020 г.
Нынешние версии законов о выборах в представительные органы МСУ в ДНР и ЛНР были приняты в конце мая, они не предусматривают мажоритарной системы в принципе. В Запорожской и Херсонской областях, не имеющих законодательных органов после вхождения в состав РФ осенью 2022 г., указами врио губернаторов приняты схожие положения о выборах депутатов представительных органов муниципальных образований. «У нас активно развивается партийная жизнь. Все парламентские партии у нас уже представлены, и непарламентские тоже есть, так что это логичное решение», – объясняет член главного совета администрации Запорожской области, председатель движения «Мы вместе с Россией» и член федеральной Общественной палаты Владимир Рогов.
При этом местные СМИ не акцентируют внимание на способе избрания муниципальных депутатов, освещая главным образом вопросы безопасности и формирование списков избирателей. Впервые публично о пропорциональной системе местных выборов заявила 3 июля председатель избиркома ЛНР Елена Кравченко в интервью «Луганскому информационному центру». «Что касается выборов депутатов представительных органов муниципальных образований, то единый округ образован в границах соответствующего муниципального образования (города и/или района). Следовательно, на этих выборах избиратель может проголосовать в случае, если он имеет регистрацию в границах соответствующего муниципального образования, где проходят выборы. Например, на выборах в городе Алчевске – избиратели, имеющие регистрацию в Алчевске», – сказала она.
Если численность представительных органов не менее 15 депутатов, то проводить муниципальные выборы по пропорциональной системе законно, сказал «Ведомостям» электоральный юрист Гарегин Митин. Это предусмотрено п. 19 ст. 35 федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав». Пропорциональная система применялась на выборах депутатов представительных органов МСУ в Крыму в 2014 г., напоминает политтехнолог Олег Захаров: «Видимо, этот опыт сочли удачным и решили повторить на новых территориях». По его словам, за последние годы выборы по партийным спискам в регионах сильно сократили и их практически нигде не осталось.
Второй причиной отказа от списков на выборах МСУ в регионах была математическая проблема, так называемый «казус обделенного победителя», с которой столкнулись девять лет назад в Крыму, говорит Захаров. Федеральное законодательство с подачи Конституционного суда предписывает, что каждая партия, прошедшая барьер, сначала получала по одному мандату и только оставшиеся после этого мандаты раздают согласно набранным партиями процентам. «Когда мандатов мало, как на местных выборах, это приводит к тому, что партия-победитель получает меньше мандатов, чем процентов. И набрав больше 50% голосов, не получает большинства в мандатах», – отмечает Захаров.
«Мажоритарная [одномандатная] система на уровне МСУ проще, поскольку позволяет и избирать лояльных депутатов в округах, и приближать их к народу, как требует теория МСУ. В случае протестных территорий пропорциональная система, напротив, создает риски, поскольку позволяет сформировать базу местной поддержки для оппозиционных партий», – говорит политолог Ростислав Туровский. Полностью пропорциональные выборы в МСУ есть только на Кавказе, уточняет Захаров. По его словам, «там выборы в принципе управляемые, а через партийные списки проще фильтровать» кандидатов. Когда сами выборы проходят согласованно, лишних победителей обычно не бывает, заключил эксперт.
Новые регионы пришли к выводу, что в условиях военного положения пропорциональная система выборов депутатов представительных органов МСУ оптимальна, сообщил «Ведомостям» глава комитета Госдумы по региональной политике и местному самоуправлению Алексей Диденко. «По спискам муниципалитеты также избираются, это не является исключением. Это система довольно распространенная, и регионы у нас сами определяют систему выборов депутатов», – пояснил он.
Выборы в этих регионах до сих пор не назначены.