ЮАР предпочла обязательствам по Римскому статуту саммит БРИКС
Гарантировать иммунитет участникам встречи позволяет международное право1–2 июня ЮАР посетит министр иностранных дел России Сергей Лавров, начавший днем ранее с рабочего визита в Кению третье с начала года африканское турне. Он примет участие в совещании министров иностранных дел стран группы БРИКС в Кейптауне в рамках подготовки августовского саммита организации.
Утром 30 мая министерство иностранных дел и сотрудничества ЮАР заявило, что гарантирует дипломатический иммунитет участникам саммита группы БРИКС (входят Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР), который пройдет в Дурбане с 22 по 24 августа. До этого позиция руководства этой страны не была достаточно четкой.
Что готовит Лавров
Очередная рабочая поездка по Африке также является подготовительным этапом и к другому, более близкому хронологически мероприятию – второму саммиту Россия – Африка, который пройдет в Санкт-Петербурге 26–29 июля. Турне Лаврова и подготовка к саммитам начались после анонса африканской мирной инициативы по Украине, выдвинутой президентом ЮАР Рамафосой (ее поддержали Замбия, Сенегал, Конго, Уганда и Египет).
20 марта пресс-секретарь президента республики Винсент Магвенья заявил, что страна «осознает свои юридические обязательства» перед Международным уголовным судом (МУС) в связи с решением инстанции выдать ордер на арест президента России Владимира Путина 17 марта. 3 мая министр юстиции ЮАР Рональд Ламола сообщил, что власти страны рассматривают включение в национальное законодательство Римского статута, что позволит принять специальную оговорку об обеспечении иммунитета главам государств от решений МУСа.
Как заявил 30 мая журналистам пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, комментируя решение МИД ЮАР, Кремль рассчитывает, «что как минимум страны-партнеры по такому важному формату не будут ориентироваться на подобные незаконные решения», как принял МУС.
Власти конкретной страны имеют право выбирать между своими обязательствами в плане приоритетности, говорит партнер адвокатского бюро NSP и эксперт по международному праву Сергей Гландин.
«Речь идет о так называемой “конкуренции международных обязательств” – в плане членства в Римском статуте и БРИКС, а также договора об установлении диптношений Россия – ЮАР от 1992 г. Здесь исполнительная власть сама может решить, каким обязательствам отдать приоритет, но речь о том, что ЮАР нарушила их, в частности, в случае МУСа, не идет», – говорит Гландин, напоминая, что двусторонний российско-южноафриканский договор сам по себе подразумевает гарантии безопасности для высших лиц.
По словам Гландина, в целом получение иммунитета – часть общей стандартной процедуры обеспечения гарантий перед нанесением официального визита на высоком или высшем уровне в какую-либо страну в рамках дипломатического протокола.
Африканская страна также является участником Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., поэтому не имеет права не давать соответствующего иммунитета высшим лицам других государств, отмечает доцент факультета мировой политики МГУ Наталья Пискунова. Приоритетной в выборе между Римским статутом и конвенцией, согласно международному праву, все-таки является конвенция, уверена Пискунова.
В этом конкретном случае ЮАР очевидно выбрала приоритетом двусторонние политические отношения с Россией и обязательства в целом по БРИКС с перспективой укрепления экономической кооперации с участниками группы в преддверие саммита Россия – Африка и БРИКС, отмечает Пискунова. По ее словам, с экономической точки зрения торговля с крупными внерегиональными партнерами – Россией, Индией и Китаем – для ЮАР крайне выгодна, так как ЮАР во многом зависима от экспорта минеральных ресурсов, особенно редкоземельных металлов.
В политической сфере для ЮАР БРИКС выгодна не сама по себе, а как символ лидерства страны на континенте, отмечает Пискунова. ЮАР борется за то, чтобы быть «представителем всей Африки» для внешних контрагентов. Пример тому – попытки ЮАР получить место постоянного члена СБ ООН, напоминает эксперт. Но с политической точки зрения ЮАР находится «меж двух огней» и все еще вынуждена балансировать между «глобальным Югом» и «глобальным Севером» (Западом) в том числе, заключает Пискунова.