В России вступает в силу указ президента о противодействии потолку цен на нефть и нефтепродукты

Но ответственность за нарушения не установлена, отмечают эксперты
Согласно постановлению правительства, Минэнерго должно начиная с 10 марта 2023 г. ежемесячно не позднее 10-го числа каждого месяца направлять отчет о мониторинге исполнения указа президента в «межведомственную рабочую группу по вопросам, связанным с деятельностью в топливно-энергетической сфере»
Согласно постановлению правительства, Минэнерго должно начиная с 10 марта 2023 г. ежемесячно не позднее 10-го числа каждого месяца направлять отчет о мониторинге исполнения указа президента в «межведомственную рабочую группу по вопросам, связанным с деятельностью в топливно-энергетической сфере» / Chris J. Ratcliffe / Bloomberg via Getty Images

Сегодня, 1 февраля, вступает в силу указ президента о противодействии потолку цен на российские нефть и нефтепродукты. 30 января правительство России опубликовало постановление, регламентирующее реализацию указа. Но ответ России на введенный Западом потолок цен может оказаться недейственной мерой, считают опрошенные «Ведомостями» источники и эксперты.

Из текста постановления правительства следует, что основная функция по осуществлению регулярного мониторинга требований к участникам экспортных сделок будет возложена на Минэнерго, отмечает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. При этом фактический контроль за соблюдением требований указа президента РФ будет осуществлять ФТС, говорит партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Сергей Учитель. «В случае нарушений именно ФТС будет запрещать транспортировку сырья, уведомив РЖД и «Транснефть», – поясняет он.

Жарский считает, что из постановления следует обязанность мониторить информацию неприменения потолка цен всех лиц, которые участвуют в заключении контракта, т. е. в том числе и трейдеров. «Так как постановление не содержит указания на то, что требование распространяется только на российские компании, можно говорить о том, что под него подпадают и зарубежные нефтетрейдеры», – отмечает он. Учитель добавляет, что мониторинг касается в том числе действий трейдеров и агентов при дальнейшей перепродаже российской нефти.

Есть риск, что ФТС, на которую фактически ложится контроль за соблюдением положений указа, не сможет своевременно проводить анализ представляемых документов из-за их большого объема и не сможет отследить корректность предоставленных данных, отмечает источник «Ведомостей», знакомый с ходом подготовки постановления. Собеседник добавляет, что в постановлении также не прописана ответственность для экспортеров за нарушение положений указа.

При этом юристы разошлись во мнениях относительно ответственности поставщиков российской нефти при нарушении установленного указом порядка. По мнению Учителя, для установления какого-либо наказания и штрафов для экспортеров требуется внесение изменений в кодексы и федеральные законы. Жарский считает, что для применения штрафных санкций в отношении нарушителей не требуются поправки к Кодексу об административных правонарушениях (КоАП) или издание дополнительных подзаконных актов, так как КоАП уже содержит положения, устанавливающие ответственность за широкий спектр нарушений таможенных правил.

«Например, несоблюдение запретов или ограничений на вывоз товаров с таможенной территории России влечет штраф для юрлиц от 50 000 до 300 000 руб. с конфискацией товаров, явившихся предметами правонарушения», – поясняет он. Аналогичные штрафные санкции, по его словам, предусмотрены за заявление недостоверных сведений при декларировании, если такие сведения или документы послужили или могли послужить основанием для несоблюдения существующих ограничений.

Потолок цен на нефть из России вступил в силу 5 декабря 2022 г., но был установлен на уровне $60/барр. Закупать сырье не выше этого ценового уровня договорились страны G7 (Великобритания, Германия, Италия, Канада, США, Франция и Япония) и Евросоюза (ЕС), а также Австралия. Компании из этих стран также не могут перевозить российскую нефть с ценой отгрузки выше $60/барр. и финансировать такие перевозки. До 19 января 2023 г. действовал переходный период: потолок не распространялся на танкеры, на которые нефть из РФ была загружена до 5 декабря.

С 5 февраля 2023 г. вступят в силу санкции в отношении российских нефтепродуктов – эмбарго на их морские поставки в ЕС, а также потолок цен. Страны G7, а также ЕС планируют установить два потолка цен – для более дорогих (например, дизтоплива) и более дешевых (например, мазута) нефтепродуктов. Источники Bloomberg сообщали 26 января 2023 г., что ЕС рассматривает ограничения в $100/барр. и $45/барр. соответственно.

27 декабря 2022 г. президент РФ Владимир Путин подписал указ об ответных мерах на потолок цен на нефть и нефтепродукты. Согласно документу, запрещаются поставки в страны, которые присоединились к ограничению. В указе подчеркивается, что данная мера применяется на всех этапах поставок до конечного покупателя. Запрет на поставки вступает в силу с 1 февраля 2023 г. Правительству указом поручено определить порядок осуществления мониторинга соблюдения запрета на поставки нефти и нефтепродуктов в случае действия потолка цен.

Согласно постановлению правительства, Минэнерго должно начиная с 10 марта 2023 г. ежемесячно не позднее 10-го числа каждого месяца направлять отчет о мониторинге исполнения указа президента в «межведомственную рабочую группу по вопросам, связанным с деятельностью в топливно-энергетической сфере». Состав рабочей группы в тексте постановления и указа президента не приведен.

Правительство также поручило Минэнерго до 1 марта 2023 г. совместно с Минфином утвердить порядок мониторинга цен на экспортируемую из России нефть. Компании, экспортирующие российские нефть и нефтепродукты, согласно постановлению, должны предоставлять в таможенный орган (т. е. в ФТС) контракт на поставку товаров, «в соответствии с которым определяется цена на нефть», а также заявление, подтверждающее отсутствие в контракте положений о применении потолка цен.

Экспортеры также обязаны мониторить неприменение механизма потолка цен до конечного покупателя. В случае выявления такой информации экспортеры должны в течение пяти рабочих дней направить ее в таможенный орган и в Минэнерго, в течение 30 календарных дней принять меры по устранению нарушения и в течение еще пяти рабочих дней направить уведомление об устранении или невозможности его устранения.

Представители ФТС и Минфина переадресовали вопросы «Ведомостей» в Минэнерго. Представители Минэнерго, Минэкономразвития и правительства РФ не ответили на запросы. Так же поступили в пресс-службах крупнейших нефтяных компаний.