Сын красноярского губернатора Усса Артем поддержал запрос России об экстрадиции
Ранее Мещанский райсуд Москвы заочно арестовал его на два месяцаСын губернатора Красноярского края Александра Усса, Артем, задержанный в Италии, заявил о согласии о выдаче в Россию, сообщает La Repubblica. Ранее Россия запросила у итальянских властей экстрадицию Усса. Аналогичный запрос поступил от американских властей. «Выдайте меня российским властям, не экстрадируйте меня в США», – цитирует слова Усса итальянское издание.
Усс-младший был задержан 17 октября в аэропорту Милана по запросу США. Помимо него были задержаны россияне Юрий Орехов, Светлана Кузургашева, Тимофей Телегин и Сергей Туляков, а также граждане Венесуэлы – нефтетрейдеры Хуан Фернандо Серрано Понсе и Хуан Карлос Сото. Минюст США обвиняет их в уклонении от санкций и отмывании денег. В случае признания вины им грозит до 30 лет лишения свободы. 25 октября генпрокуратура Милана сформулировала обвинительный акт для экстрадиции Усса, но миланский суд пока не принял решения об экстрадиции.
После задержания в Милане уголовное дело в отношении Усса-младшего было возбуждено и в России. Его обвинили в легализации денежных средств организованной группой в особо крупном размере (п. «а», «б» ч. 4 ст. 174 УК РФ), после чего Мещанский райсуд Москвы заочно арестовал его на два месяца. 16 января Усс-младший попросил об экстрадиции в Россию. Российская сторона направила в суд Милана соответствующий запрос наряду с США, сообщал ТАСС. По данным агентства, решение по этому вопросу отложено, поскольку адвокаты россиянина в настоящее время выясняют, по каким статьям и в каких условиях будет судиться их подзащитный в случае выдачи США.
Политолог Сергей Комарицын сомневается в вероятности экстрадиции Усса-младшего в Россию. Он напомнил, что экс-глава красноярской строительной компании «Реставрация» Николай Коваленко, уголовное дело против которого было возбуждено еще осенью 2018 г., так и не был выдан Италией России. «Это было давно, до международного обострения [весной 2022 г.], и не было связано с какими-либо санкциями. Италия неохотно выдает даже в таком случае, и можно сомневаться, что в этот раз будет как-то по-другому», – полагает Комарицын.
При разрешении экстрадиционных запросов применяются следующие основные критерии: ясность и обоснованность запроса (при этом фактическая обоснованность обвинения не входит в предмет проверки), предоставление запрашивающим государством необходимых гарантий соблюдения прав обвиняемого после выдачи, в том числе – гарантии нерасширения объема обвинения по сравнению с указанным в запросе, соблюдение принципа double criminality (деяние, инкриминируемое обвиняемому в запрашивающем государстве, должно быть также преступным по законодательству государства, разрешающего запрос о выдаче), а также отсутствие признаков преследования обвиняемого по ненадлежащим мотивам, не связанным с целями правосудия (политическим, коррупционным и т. п.), перечисляет партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Вадим Клювгант.
Если государство, разрешающее запрос, приходит к выводу о несоблюдении любого из этих критериев, оно отказывает в выдаче запрашиваемого лица, отмечает он.
«Если обвиняемый не возражает против выдачи в запрашивающее государство и отсутствуют основания для сомнений в добровольности этого его желания, то проверка запроса существенно облегчается, но его соответствие формальным критериям все равно проверяется. При конкуренции экстрадиционных запросов разных государств в отношении одного и того же лица учитываются очередность их поступления, характер и тяжесть обвинений, степень обоснованности запросов. Может также учитываться степень соблюдения принципа верховенства права в каждом из запрашивающих государств», – сообщил Клювгант. В результате проверки один из запросов может быть удовлетворен, но возможно и отклонение обоих.