Военные расходы стран НАТО вырастут в 2023 году на 13% и приблизятся к $1,3 трлн
Страны так называемого санитарного кордона вокруг России увеличат их на 60%Военные расходы стран НАТО вырастут в 2023 г. на 13% и приблизятся к $1,3 трлн. Страны так называемого санитарного кордона вокруг России увеличат их на 60%, следует из оценки «Ведомостей».
Президент США Джо Байден должен в ближайшее время подписать военный бюджет страны на 2023 г. в размере $858 млрд. Военные расходы всех стран НАТО вырастут в 2023 г. на 12,7% и достигнут $1,34 трлн, подсчитали «Ведомости» на основе военных смет и официальных заявлений чиновников стран альянса. На общем фоне выделяются государства так называемого санитарного кордона вокруг России, которые за восемь лет удвоили свои траты, а в 2023 г. планируют нарастить их еще на 60%.
Рост трат
Военный бюджет США на 2023 г. был одобрен конгрессом в размере $858 млрд. В декабре 2021 г. на эти расходы закладывали $768 млрд, т. е. рост составил почти $90 млрд (+11,7%). В марте администрация Байдена предлагала потратить в будущем году на оборону $773 млрд, но в итоге бюджет значительно вырос.
НАТО считает оборонные расходы стран не только по тратам на армию, но и расходам, например, на внутренние войска и полицию пропорционально тому, какая их часть обучена, оснащена и может действовать как военная сила. Также учитываются военно-гражданские расходы, когда военная составляющая может быть оценена. Из-за подобных особенностей данные НАТО о военных расходах выше, чем зачастую следует из данных бюджетов стран или заявлений чиновников.
С поправкой на это общие военные расходы США, например, достигают $918 млрд, следует из оценки «Ведомостей». В целом страны НАТО увеличивают свои военные бюджеты с $1,19 трлн в 2022 г. до $1,34 трлн в 2023 г., или на 12,7%. Основное бремя (69%) трат несут американцы, следует из данных НАТО за 2022 г. и оценки на 2023 г.
События на Украине в 2022 г. подстегнули страны НАТО увеличивать свои военные бюджеты. К 2024 г. большинство стран НАТО заявили о стремлении тратить на оборону целевые для блока 2% ВВП, говорит эксперт Российского совета по международным делам Андрей Фролов. Но реальные военные расходы у большинства самых богатых стран НАТО вырастут ненамного, отмечает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Михаил Барабанов.
Армии европейских стран блока, по сути, лишь приложение к американской военной машине, напоминает Барабанов. То есть они способны действовать, скорее, на подхвате у американцев и это позволяло им не нести дорогостоящих расходов и не вкладываться во многие возможности, которые им обеспечат США, заключает эксперт.
Такое положение не очень устраивало американцев, которые хотели бы экономить за счет других. Но крупные страны Западной Европы едва ли всерьез считают, что нужно накачивать вооруженные силы под эгидой борьбы с угрозой со стороны России, полагает Барабанов.
НАТО – 2%
Страны НАТО договорились наращивать свои оборонные бюджеты в ответ на вступление Крыма в состав России. К этому призвал в мае 2014 г. Чак Хейгел, который на тот момент занимал пост министра обороны США. Он заявил о «финансовом застое» в альянсе и «растущем дисбалансе» оборонных расходов, львиную долю которых несут США. В том числе по инициативе Хейгела страны НАТО обязались к 2024 г. довести их до 2% ВВП, увеличивая параллельно росту экономики, говорилось в декларации по итогам саммита НАТО в Уэльсе в сентябре 2014 г.
При этом расходы на новую технику и НИОКР должны превышать 20% военных трат, следовало из документа. В трактовке Хейгела, с которой он выступил на конференции Ассоциации армии США в октябре 2014 г., альянсу предстоит «иметь дело» с Россией, «стоящей у порога НАТО, с ее современной и боеспособной армией».
В 2014 г. только три из 30 стран НАТО выполняли норму в 2% ВВП на оборону, говорил генсек альянса Йенс Столтенберг. Это США, Греция и Великобритания. В 2022 г. таких стран стало девять, следует из предварительной оценки НАТО от 20 июня. Добавились Польша, страны Прибалтики, Хорватия и Словакия. Дальше всех от выполнения норматива оказались Люксембург (0,6%), Испания (1,1%), Бельгия (1,2%) и Турция (1,2%).
Около $75 млрд
составят расходы бюджета России на национальную оборону на 2023 г. Это в 18 раз меньше, чем у НАТО. Киев потратит более $31 млрд. Еще около $43 млрд составила внешняя военная помощь Киеву.
В реальном исчислении страны НАТО увеличили военные расходы с 2014 г. на 15%, в том числе США – на 9,5%, а остальные – на 30%. К совокупному ВВП стран НАТО доля расходов несколько упала – с 2,58 до 2,57% в 2022 г., в первую очередь из-за США (сокращение расходов до 3,47% ВВП по сравнению с 3,72% в 2014 г.).
Впрочем, на общем фоне членов альянса выделяется группа стран, которых политологи часто относят к так называемому санитарному кордону вокруг России: Прибалтика, Польша, а также граничащие с Украиной Словакия, Венгрия и Румыния.
Эти страны оперативнее многих выполняли установку НАТО по увеличению своих военных расходов. Если в 2014 г. они в среднем тратили на оборону 1,5% ВВП, то в 2022 г. – 2,1%. В реальном исчислении военные расходы выросли с 2014 г. на 92% и составили в 2022 г. $30,8 млрд (было $16,2). В 2023 г. рост требований их оборонки продолжится: общий бюджет составит около 49 млрд, что на 59% больше, чем в 2022 г.
Польша заложила в оборонный бюджет 2023 г. $22 млрд, следует из данных портала Defence24. Еще $8 млрд пойдет на военные нужды из фонда поддержки вооруженных сил, и общие военные расходы на 2023 г. будут $29,8 млрд. Это на 79% больше, чем в 2022 г. Еще до СВО страна объявила о масштабных закупках американского, а летом 2022 г. – и южнокорейского оружия, чем и вызван рост их расходов, говорит Фролов.
Опережающий рост военных расходов Польши вызван страхами перед Россией, раздувание которых является общим курсом правящей партии «Право и справедливость», говорит Барабанов.
Похожая картина в Прибалтике. На конференции премьер-министров Эстонии, Латвии и Литвы в декабре они заявили о дальнейшем наращивании своих военных бюджетов. У Латвии он может вырасти до 2,25% ВВП, Эстонии – до 2,9%, а Литвы – до 3% ВВП. Венгрия нарастит в будущем году военный бюджет на 50% и до 2,3% ВВП. Румыния увеличивает его с 1,9 до 2,5% ВВП.
Как мы считали
1) За основу для расчетов взяты данные НАТО о военных расходах стран Альянса в национальных валютах. Оценку за 2022 г. НАТО приводит на 20 июня 2022 г. Для ее уточнения сделан пересчет по среднему за год курсу;
2) Оценка военных смет на 2023 г. и их динамики сделана по данным бюджетов и официальным заявлениям чиновников стран Альянса;
3) НАТО считает военные расходы стран не только по тратам на вооруженные силы, но и расходам, например, на внутренние войска и полицию пропорционально тому, какая их часть обучена, оснащена и может действовать как военная сила. Также учитываются военно-гражданские расходы, когда военная составляющая может быть оценена. Из-за подобных особенностей данные НАТО о военных расходах стран стан выше, чем зачастую следует из данных бюджетов. Поэтому для получения оценки полного объема военных расходов за 2023 г. по методологии НАТО сделана поправка на этот превышение, исходя из предположения, что коэффициент превышения в 2023 г. был таким же, как и в 2022 г.
4) Оценка военных расходов относительно ВВП сделана на основе данных об объеме экономики от МВФ.