Минтранс предлагает запретить европейским транспортникам ввоз в Россию бумаги и картона
Данная мера приведет к увеличению сроков доставки упаковочных материалов и удорожанию их логистикиМинтранс выступил с инициативой запретить свободный проезд из стран ЕС транспортных средств, занимающихся ввозом в Россию бумаги и картона. Это коснется, в частности, изделий, используемых для производства упаковки для продуктов питания. Об этом «Ведомостям» рассказали три топ-менеджера компаний, занимающихся производством рыбы, молока и мясной продукции. О такой инициативе известно и представителям ассоциации поставщиков продуктов питания «Руспродсоюз», а также Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП).
В самом Минтрансе перенаправили вопросы «Ведомостей» в Минпромторг, а там заявили, что готовы комментировать только ситуацию на рынке упаковки. В Минсельхозе ответили, что предложение Минтранса не поддерживают.
Идея Минтранса обсуждается в рамках продления запрета на въезд грузовиков из ЕС, Норвегии, Великобритании и с Украины, введенного 10 октября до конца года, говорят собеседники «Ведомостей». На заседании президиума правительственной комиссии по транспорту 5 декабря было решено распространить эту меру на 2023 г.
Запрет при этом не распространяется на животных, различные продукты питания, алкоголь и табак, бытовую химию, минеральные удобрения и другие позиции, в том числе бумагу и картон. Но сейчас две последние позиции Минтранс предлагает убрать из списка исключений.
Россия ввела свои ограничительные меры в ответ на санкции ЕС. Пятым пакетом этих санкций запрещен импорт в Россию отдельных видов бумаги и картона. Но, как утверждает один из перевозчиков грузов, эти ограничения фактически не действуют: сырье поступает в Россию через третьих лиц, самих производителей никто не контролирует.
Сохранение импорта подтверждают и данные презентации подкомитета по развитию упаковочной и печатной индустрии ТПП РФ. Там сказано, что с января по октябрь 2022 г. в Россию из ЕС ввезли 10 800 т этикеточной бумаги, 36 900 т самоклеящейся бумаги, 97 т целлюлозного и макулатурного картона (используется для изготовления упаковки).
В случае запрета прямых поставок грузы с бумагой и картоном придется перегружать или перецеплять на транспорт российских перевозчиков, объясняет представитель Национальной конфедерации упаковщиков (НКПак). По его словам, это может спровоцировать перебои с поставками сырья и производства упаковки. По данным мониторинга Минтранса и ФТС (презентация есть в распоряжении «Ведомостей»), с 17 по 23 октября среднее время перецепки и таможенного оформления занимало 3 часа, при перегрузке – более 4 часов. Но как будут работать пункты пропуска в случае расширения запрета, спрогнозировать невозможно, говорит представитель крупной молочной компании.
Тем не менее у российских производителей упаковки имеются запасы сырья и материалов, уверяет представитель Минпромторга. По его словам, ситуация в отрасли в настоящее время стабильна и контролируется. По данным Росстата, в 2021 г. в стране было выпущено 5,4 млн т картонной упаковки. Так что отечественные производители полностью обеспечивают внутренний спрос, уверен представитель Минпромторга.
Опрошенные «Ведомостями» участники рынка отмечают, что сейчас в России производятся не все виды упаковочного материала. Например, совсем нет этикеточной и самоклеящейся бумаги, утверждает представитель НКПак, так что полностью заместить импорт невозможно. Президент ассоциации «Союзнапитки» Максим Новиков указывает, что в стране отмечается и проблема дефицита сырья и компонентов для производства упаковки в индустрии напитков. Поэтому ассоциация инициативу Минтранса не поддерживает.
Реализация запрета может привести к увеличению сроков доставки и удорожанию логистики упаковочных материалов и сырья для производства упаковки, уверен исполнительный директор Руспродсоюза Дмитрий Востриков. Это, в свою очередь, может отразиться на стоимости продуктов и напитков, добавил представитель НКПак, затруднившись сделать точный прогноз.
Генеральный директор производителя упаковки «Ламбумиз» Александр Абалаков считает, что ограничивать поставки бумаги и картона необходимо для развития внутреннего производства. Но, по его мнению, важно, чтобы взамен европейской продукции не пришли товары из Китая. Реализация предложения Минтранса как раз станет катализатором роста поставок картонов из КНР, уверен Востриков. Более того, по его словам, замещение европейской продукции китайскими аналогами идет уже сейчас.
Желание отдельных российских структур обеспечить сохранность грузов путем разрешения движения по России транспортных средств недружественных стран не выдерживает критики, считает представитель АСМАП. Бумага и картон, по его словам, может перевозиться российскими перевозчиками после перегрузки или перецепки, а сейчас средства за транспортировку поступают в экономику недружественных стран.