Движение «Мы вместе» стало ассоциироваться с помощью участникам боевых действий на Украине

В 2022 году оно открыло более 3500 штабов для волонтеров
На вопрос о том, в какого рода деятельности «Мы вместе» готовы поучаствовать люди, 53% опрошенных сообщили, что готовы были бы помогать пожилым соседям. 37% заявили о готовности помогать семьям военнослужащих, участвующих в спецоперации
На вопрос о том, в какого рода деятельности «Мы вместе» готовы поучаствовать люди, 53% опрошенных сообщили, что готовы были бы помогать пожилым соседям. 37% заявили о готовности помогать семьям военнослужащих, участвующих в спецоперации / Станислав Красильников / ТАСС

73% россиян старше 18 лет говорят, что готовы сами помогать незнакомым им семьям военнослужащих и самим военнослужащим, участвующим в спецоперации на Украине. Такие результаты показал опрос городского и сельского населения, проведенный 14–18 ноября Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ. Объем выборки – 2050 респондентов. Эксперты ВШЭ резюмируют, что желание помогать у россиян выросло: в 2020 г., когда помощь требовалась в первую очередь людям, оказавшимся на самоизоляции во время пандемии коронавируса, ее был готов оказывать 61% опрошенных.

ВШЭ изучила информированность россиян о движении «Мы вместе». Оно было поддержано администрацией президента для помощи гражданам в пандемию коронавируса, а в 2022 г. волонтерский корпус был переориентирован на нужды спецоперации: сначала добровольцы помогали беженцам, теперь семьям мобилизованных и жителям ДНР, ЛНР, Херсона и Запорожья. Как показал опрос, 40% россиян слышали о движении «Мы вместе», а 8% принимали участие в его деятельности, 59% не слышали об этой организации, а остальные затруднились ответить на вопрос.

Больше информированы об акции люди старше 50 лет, несмотря на то что участники движения в основном молоды. «В деятельности движения, особенно в помощи военнослужащим, активнее участвовали сельские жители, тогда как жители городов-миллионников чаще отвечают, что никак не принимали участия», – говорится в исследовании ВШЭ.

На вопрос о том, в какого рода деятельности «Мы вместе» готовы поучаствовать люди, 53% опрошенных сообщили, что готовы были бы помогать пожилым соседям. 37% заявили о готовности помогать семьям военнослужащих, участвующих в спецоперации. Помогать тем, кто нуждается, деньгами и продуктами готовы 32% респондентов, волонтерить – 26%, помогать жителям присоединенных территорий – 25%, организовывать работу волонтеров – 16%, рассказывать об акции в соцсетях или СМИ – 14%.

12% сказали, что участвовать в деятельности движения не будут, 8% ответить затруднились. «Готовность помогать в той или иной форме зависит от социально-демографических характеристик респондентов. Например, женщины чаще готовы помогать пожилым соседям, а мужчины – устранять последствия стихийных бедствий и пожаров», – резюмируют исследователи ВШЭ.

О помощи вне акции «Мы вместе» в ВШЭ не спрашивали.

Движение «Мы вместе» аккумулировало тему помощи по спецоперации на государственном уровне. Представитель движения сообщил «Ведомостям», что в 2022 г. «Мы вместе» создало 3512 штабов в 85 субъектах РФ. Как пояснил «Ведомостям» пресс-секретарь проектов «Мы вместе» Моисей Кондрашин, речь идет именно о штабах, которые специализируются на помощи семьям мобилизованных. В новых субъектах есть отдельные штабы «Мы вместе с Донбассом», которые занимаются помощью на местах. 1266 пунктов движения собирают гуманитарную помощь, 179 распределительных центров ее фасуют: за год собрана 841 т продуктов питания и воды, 184 065 комплектов (средства личной гигиены и комплекты белья).

84%

опрошенных при этом считают, что помогать военнослужащим и их семьям – долг в первую очередь государства. Но лишь 45% респондентов говорят, что госучреждения реально помогают людям

Именно «Мы вместе» – та организация, которая собирает письма детей для военнослужащих в школах и детсадах, 650 000 из написанных 710 000 писем в рамках акции «Добрые письма» переданы воюющим. Движение работает и в колледжах (всего 456 образовательных организаций). Студенты изготовили для гуманитарных целей 17 634 изделия (толстовки, термобелье, балаклавы и др.), 21 335 единиц иных изделий (печи для обогрева солдат в окопах, тактические бескаркасные носилки, рюкзаки, маскировочные халаты, подсумки для аптечек).

При этом, отмечает директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ Ирина Мерсиянова, социальные проблемы, которыми НКО занимались до февраля 2022 г., никуда не исчезли. «Поэтому, несмотря на очевидную важность и остроту связанных с СВО задач, их решение не должно являться главным и единственным направлением деятельности некоммерческого сектора. НКО, как и прежде, должны продолжать помогать нуждающимся в формате обычной жизни», – говорит она.

В подготовке статьи участвовал Егор Губернаторов