В Китае не утихают протесты против коронавирусных ограничений
Выступлений таких масштабов Поднебесная не видела 10 летВ Шанхае и других городах КНР начались протесты против коронавирусных ограничений. Как сообщает агентство Reuters, эти акции достигли беспрецедентных для Китая масштабов – подобных демонстраций не было все 10 лет правления председателя КНР Си Цзиньпина. Протестующие недовольны суровыми ограничениями, введенными на фоне очередного всплеска заболеваемости, а в ряде случаев переходят и к политическим требованиям. Таким как «Си Цзиньпин, уходи!».
26–27 ноября уличные шествия состоялись в городах Ухань и Чэнду, акции протеста проходили в университетах по всему Китаю. 28 ноября две группы протестующих общим числом около 1000 человек собрались в Пекине у реки Лянмя. Пекинские демонстранты требовали отмены масочного режима и обязательного тестирования на коронавирус. Протесты в Шанхае начались еще 27 ноября.
Люди собрались на поминальную акцию в честь жертв пожара 24 ноября в городе Урумчи. Тогда загорелось высотное жилое здание, и в результате трагедии как минимум 10 человек погибли. Общественность возложила вину за происшедшее на власти, так как ранее ими был объявлен строгий карантин, а жителей не выпускали из домов около 100 дней. Именно такие суровые меры якобы мешали пострадавшим спасаться от огня. Официальные власти Урумчи отрицают свою причастность к трагедии и не связывают гибель людей с действовавшим в городе локдауном. Тем не менее на фоне происшедшего правительство пошло на некоторое ослабление антиковидных мер в Пекине и Гуанчжоу, а также запретило блокировать запасные выходы в зданиях, находящихся под карантином, сообщила газета South China Morning Post.
В Шанхае акция памяти быстро переросла в протесты, приведшие к столкновениям с полицией. Шанхайские демонстранты требовали отмены локдаунов, однако в их рядах вскоре зазвучали и политические требования. Как сообщает Reuters, 27 ноября на одной из акций шанхайцы скандировали: «Долой компартию, долой Си!» Похожие лозунги выдвигали и протестующие в Чэнду, также вышедшие на демонстрации 27 ноября под лозунгом «Нам не нужны ограничения на всю жизнь, нам не нужны императоры». «Императором» недовольные граждане называют председателя Си Цзиньпина. Руководитель страны недавно переизбрался на третий срок, что стало первым подобным случаем в истории КНР с 70-х гг. прошлого века.
После недавнего съезда компартии китайское общество надеялось на отмену антиковидных ограничений, говорит руководитель Школы востоковедения НИУ ВШЭ Андрей Карнеев. Вспыхнувшие протесты сигнализируют о том, что эти ожидания не удовлетворены, хотя власти и пошли на некоторое смягчение политики нулевой терпимости. В Пекине отдают себе отчет, что резкое устранение всех ограничений принесет больше вреда, чем пользы, поэтому к отмене антиковидных мер китайские власти движутся плавно и медленно. По мнению эксперта, говорить о какой-то серьезной опасности политическому строю КНР не стоит – китайское государство обладает огромным опытом управления и репрессивными возможностями. Помимо силовых мер Пекин вполне может контролировать народное недовольство и более мягкими методами, например последовательным смягчением ограничений. Появление же политических лозунгов у протестов типично для Китая, в котором все социальные проблемы ассоциируются с фигурой правителя, но не означает угрозы текущему государственному строю, резюмирует Карнеев.
Единообразие протестов, в которых в основном участвуют студенты, наводит на мысль об их хорошей координации, говорит руководитель Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО РАН Александр Ломанов. Прослеживается связь текущих акций со студенческими выступлениями в прошлом, вызванными запретом на политические высказывания. Учитывая сильный политический надзор, а также плотный контроль китайских властей над интернет-пространством, не понятно, почему сетевые коммуникации протестующих еще не разрушены. Возможно, предполагает эксперт, Пекин пока сознательно не принимает мер, но в дальнейшем он бездействовать не будет. По мнению Ломанова, эскалация протестов не исключена и в таком случае правительство будет применять жесткие меры как против организаторов, так и против самих протестующих.