Сербия пошла на сделку с Косово по поводу автомобильных номеров

Она носит временный характер, и новый раунд переговоров начнется в 2023 году
Фактически конфликт отложен до 2023 г.
Фактически конфликт отложен до 2023 г. / Laura Hasani / Reuters

Конфликт между Сербией и частично признанным Косово заморожен как минимум на полгода после того, как Белград пошел на компромисс с Приштиной. Ситуация на административной границей с Косово и Метохией (так официальные власти Сербии называют не контролируемую ими территорию) накалилась из-за того, что 1 ноября Приштина обнародовала требования к автомобильным номерам. Согласно им на территорию частично признанной республики нельзя было въезжать с сербскими номерами для косовских сербов. За нарушение этих требований косовские власти с 21 ноября стали выписывать штраф в размере 150 евро. Кроме того, после окончания «переходного периода» в апреле 2023 г. Приштина стала бы конфисковывать автомобили с такими номерами. В ответ 5 ноября руководитель партии «Сербский список» Горан Ракич объявил о выходе сербов из всех институтов косовского государства. Сам Ракич покинул свой пост министра по делам общин и возвращений.

21 ноября президент Сербии Александр Вучич и косовский премьер Альбин Курти встретились в Брюсселе, но сразу прийти к соглашению им не удалось. Тогда Вучич отметил, что Приштине хочется добавить в договор «что-нибудь такое, что невозможно [исполнить]». К соглашению нужно было прийти к 29 ноября, отмечал тогда верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель. В итоге 24 ноября в специальном заявлении госдеп США сообщил, что приветствует договоренности между Сербией и Косово (независимость государства Вашингтон признает) об автомобильных номерах, которые положат «начало нормализации отношений».

«Мы также высоко оцениваем договоренность двух стран полностью и безотлагательно сосредоточиться на нормализации отношений путем диалога при содействии ЕС», – отмечено в сообщении госдепа. «У нас есть сделка! Очень рад сообщить, что главные переговорщики от Косово и Сербии при содействии ЕС договорились о мерах, чтобы избежать дальнейшей эскалации», – написал 24 ноября в Twitter Боррель. Сербия, как отметил Боррель, согласилась прекратить выдачу номерных знаков с названиями городов Косово (т. е. Косово и Метохии), а Приштина пообещала не предпринимать полгода принудительных действий для перерегистрации уже имеющих такие номера автомобилей.

Фактически конфликт отложен до 2023 г.

Миротворческие инициативы Запада весьма сомнительны, отмечает научный сотрудник Института международных исследований МГИМО Анастасия Малешевич. Многочасовые переговоры между Белградом и Приштиной в Брюсселе 2021 г. нужны были только для того, чтобы как-то укрепить репутацию Евросоюза и показать, что с европейскими чиновниками как с посредниками еще советуются. В действительности переговоры ни к чему не привели даже после того, как президент Сербии пошел на компромисс и отказался выдавать новые номера, которые не устраивают косовские власти, отмечает эксперт.

В результате, продолжает Малешевич, Белград вновь уступил в обмен на предоставленное ему время: «Причина эскалации не исчезла, а лишь отложена. Таких поводов можно при желании создать много, каждый раз получая новые уступки». США и ЕС в данном случае давят не на Приштину, а на Белград, создавая перманентную угрозу военного конфликта, говорит эксперт. Можно было бы сказать, добавляет Малешевич, что так Сербию хотят принудить присоединиться к антироссийским санкциям, но проблема шире. Сейчас очевидно, что, если Белград присоединится к санкциям, он ничего не получит взамен, проблема Косово решена не будет, а Сербия только потеряет союзника. Тем не менее косовский вопрос остается важным рычагом давления на Белград по другим текущим вопросам.

Действия приштинских властей, которые координируют свою политику с политиками из Вашингтона и Брюсселя, стали поводом для Запада надавить на Сербию по вопросу антироссийских санкций, согласен политолог, основатель проекта «Балканист» Олег Бондаренко. По его словам, реальной войны ЕС не хочет – ему с лихвой хватает проблем от Украины. Тем более не хочет ее и Белград, ведь вооруженный конфликт положит конец стремительному экономическому росту и притоку инвестиций. Тем не менее Вучич ни за что не пойдет на более серьезные уступки Западу вроде присоединения к санкциям или признания Косово. При этом очевидно, что сам по себе конфликт с номерами не исчерпан, а заморожен и его новый виток наступит весной 2023 г., когда истечет введенный «переходный период».