Грантополучателей Минкульта проверят на экстремизм
Также поддержку не получат творческие коллективы, связанные с распространением оружия массового уничтоженияМинкультуры России предложило установить запрет на получение грантов независимыми театральными и музыкальными коллективами, которые могут быть причастны к экстремистской деятельности или терроризму. Соответствующий документ размещен на портале проектов нормативно-правовых актов.
Он дополняет правила предоставления из федерального бюджета субсидий НКО «на оказание государственной поддержки (грантов) независимым театральным и музыкальным коллективам для реализации творческих проектов». Изменения предлагается внести в пункт 13 этих правил, который описывает требования к желающим получить грант организациям: «Дополнить подпунктом «ж» следующего содержания: организация не находится в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения».
Даже если формально данные критерии не были ранее закреплены, все равно Минкультуры вряд ли бы выдавало субсидию – грант – организации, которая находится в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности, терроризму, или в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, пояснил «Ведомостям» управляющий партнер Коллегии медиаюристов Федор Кравченко.
По мнению политолога Александра Асафова, несмотря на некоторую абсурдность отдельных законодательных актов, они «заполняют некоторые действительно существующие лакуны, хотя порой и неочевидные». «Хотя это предложение, прочитанное вне контекста, вызывает усмешку, так как сложно представить творческий коллектив, который занимается оружием и при этом претендует на некие гранты, – уточнил эксперт, – вполне логично описать все возможные типы нарушений, пусть даже и абсурдные». Директор Института развития парламентаризма Алексей Чадаев заявил, что предложенная Минкультом инициатива «похожа на очередной раунд борьбы с деньгожорками, пасущимися около разных минкультовских фондов и считающих, что им положено».
Сейчас список требований к соискателям грантов Минкультуры состоит из шести пунктов: к примеру, они должны быть представлены российским юридическим лицом, в них не должен участвовать иностранный капитал, они не должны иметь задолженностей по налогам и штрафам. Также запросившая грант НКО не может находиться в процессе реорганизации, ликвидации или банкротства.
Также в проекте документа уточняются требования к отчетности о расходовании гранта. Правила предлагается дополнить пунктом, согласно которому Минкультуры сможет оценивать результаты деятельности НКО через «события, отражающие факт завершения соответствующего мероприятия по получению результата предоставления гранта».
Ранее схожие изменения были внесены в список ограничений Минобрнауки для претендентов на научные гранты, которые можно использовать для модернизации инфраструктуры вузов и научных организаций. Как писали «Ведомости», на гранты не смогут претендовать вузы, находящиеся в перечне организаций, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремизму или терроризму. Помимо этого участники конкурса грантов – научные организации и вузы – не получат субсидии, если они попали «в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения». Претенденты на гранты должны будут представить в Минобрнауки справку за подписью руководителя и главного бухгалтера о том, что не состоят в указанных списках.
Для получателей грантов в России действуют и общие запреты: в частности, они не могут быть выделены физическим лицам или организациям – иноагентам.