Резолюция Европарламента о «террористическом государстве» не грозит России санкциями
В ответ Москва может наделить таким статусом УкраинуЕвропарламент рассмотрит на сессии 23 ноября резолюцию о признании России «террористическим государством», заявила пресс-секретарь Европарламента Дельфин Колард. Этот вопрос будет обсуждаться в связи с интенсивными атаками в ходе специальной военной операции, говорится на сайте Европарламента. Как отмечается в сообщении, такое решение станет подготовкой для последующего привлечения российской стороны к ответственности.
В проекте резолюции сказано, что Европарламент призывает Европейский совет и государства – члены ЕС рассмотреть аналогичную резолюцию и принять меры для международной изоляции Москвы «через прекращение всякого сотрудничества с Россией», замораживание контактов с ее представителями и высылку послов России из международных организаций и форумов, включая G20 и Совбез ООН.
Евродепутаты намерены предложить и другие санкции – например, «использовать замороженные российские государственные и частные активы для компенсации» за действия, по мнению авторов резолюции, «совершенные Россией или от ее имени, в частности на Украине».
Европарламент принимает резолюцию в виде рекомендации, заявила «Ведомостям» первый зампред комитета Госдумы по международным делам Светлана Журова: «Мы тоже в Госдуме неоднократно принимали резолюции, и рассылали их в парламенты [европейских стран], и предупреждали коллег, что всех ждет, – еще до того, как началась специальная военная операция. Что происходит с нацизмом, который начал развиваться на определенных территориях в Европе, в том числе на Украине».
Это будет декларация, которая в отношении санкций ничего не решит, считает программный директор Российского совета по международным делам Иван Тимофеев. «Резолюция Европарламента будет носить политический характер <...> В конгрессе США [тоже] много что обсуждается, в Госдуме. [Они] могут говорить, [но] это не обязательно приводит к конкретным решениям», – заявил он «Ведомостям». Решения по санкционной тематике принимает Совет ЕС и пока там вопрос о новых санкциях не поднимался, напомнил Тимофеев.
Санкционные пакеты у ЕС иссякли и подобная резолюция сейчас – хорошая возможность показывать негатив в отношении ситуации на Украине, полагает доцент Финансового университета при правительстве РФ политолог Александр Немцев.
Чтобы не Европарламент, а Совет ЕС смог причислить Россию к «террористическим государствам», потребуется преодолеть ряд законодательных и бюрократических барьеров и это займет много времени, отмечает адвокат и партнер адвокатского бюро NSP Сергей Гландин. Таких примеров в практике ЕС еще не было. В 2001 г. была принята Общая позиция Совета ЕС о применении мер по борьбе с терроризмом в отношении конкретных лиц и организаций и соответствующий регламент, который предполагает, что юридические и физические лица ЕС должны заблокировать счета террористических организаций.
«Это все, что [сейчас] есть, весь механизм борьбы с международными террористами. Но он касается только физических лиц и организаций, но не государства в целом», – сказал эксперт.
После начала специальной военной операции резолюции о признании России «террористическим государством» приняли парламенты нескольких членов ЕС – Литвы, Эстонии, Латвии и Польши. Сенат США также одобрил резолюцию, призывающую госдепартамент признать Россию «государством – спонсором терроризма». Но госдеп не поддержал это решение. Оно может привести к «нежелательным последствиям, которые не только не помогут, но и окажутся вредными», заявлял в сентябре госсекретарь США Энтони Блинкен. Решение Вашингтона не включать Россию в список «стран – спонсоров терроризма» является окончательным, говорила также в сентябре пресс-секретарь Белого дома Карин Жан-Пьер.
Принятие подобных документов – показательный жест, призыв вести себя определенным образом по отношению к другому государству, подчеркивает Гландин. Резолюция Европарламента станет дополнительным основанием стигматизировать всех, кто поддерживает Россию. «Это нужно для того, чтобы оказывать давление на те иностранные компании, которые так или иначе продолжают сотрудничать с российским бизнесом», – предполагает он. То есть цель – оставшиеся лояльные контрагенты российских коммерсантов.
Статуса «государства – спонсора терроризма» в праве Евросоюза в отличие от США действительно нет, но есть возможность квалифицировать Россию как юрисдикцию, представляющую высокий риск для финансовой системы ЕС, говорил «Ведомостям» старший партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Антон Именнов. По его словам, правом принять такое решение обладает Еврокомиссия. Для компаний из высокорисковой страны можно вводить ограничения на создание филиалов, представительств и дочерних фирм в ЕС, отмечал Именнов.
Большинство россиян вряд ли заметят последствия резолюции Европарламента, но может расшириться список стран, прекративших выдавать визы россиянам, допускает Гландин. Что касается участия России в международных организациях, то из каких-то из них РФ вышла сама, а в некоторых членство приостановлено, говорит он. Членов же Совбеза ООН из него исключить нельзя, отмечает эксперт.
$300 млрд
На такую сумму наберется иностранных активов в РФ для изъятия, если недружественные страны примут национальные акты о воровстве российского имущества, говорил 15 ноября зампред Совбеза РФ Дмитрий Медведев
То же самое касается и упомянутой в проекте резолюции G20. «Юридически невозможно исключить Россию из G20, ни одна из стран не может исключить другую», – говорил 15 ноября глава комиссии Совета Федерации по защите государственного суверенитета РФ Андрей Климов. О невозможности исключить Россию из консенсусных организаций после саммита G20 на Бали говорил премьер-министр Великобритании Риши Сунак. В поддержку «достойной роли России в рамках G20» высказывался и министр иностранных дел Китая Ван И.
Резолюция «рассчитана на еще больший разгон русофобских настроений», уверена Журова: «Ведь [в глазах населения] Европарламент не может обманывать. Хотя мы видим, что [он] совершенно спокойно сейчас используется для ведения информационной войны. Ведь [сами] американцы в сентябре как раз отказались от подобных высказываний и ярлыков, который они могли повесить на Россию в виде «государства – спонсора терроризма».
В любом случае принятие резолюции политически еще больше усложнит отношения России с ЕС, это усугубляет и запутывает ситуацию, считает Тимофеев. Он не исключает, что в качестве ответа Москва активизирует дискуссию, стоит ли использовать концепцию «террористического государства» в адрес Украины. До сих пор в России от этого воздерживались.
Замдиректора департамента информации и печати МИД РФ Иван Нечаев 17 ноября назвал ошибочным копирование «псевдоюридических концепций» Запада. Он заявил, что такие ярлыки, как «террористическое государство», используются для обозначения неугодных стран, а затем на них ссылаются «для легитимизации односторонних принудительных мер, идущих вразрез с принципами суверенного равенства и невмешательства во внутренние дела, предусмотренными в уставе ООН».