«Их нет, котлет»: как в Госдуме прошел правительственный час министра просвещения Сергея Кравцова
Партии расхвалили работу ведомства, а министр рассказал, как учителям нужно воспитывать патриотовВыступление на правительственном часе в Госдуме министр просвещения Сергей Кравцов начал, цитируя Владимира Путина: «Сегодня мы сражаемся, чтобы никому и никогда не пришло в голову, что Россию, наш народ, наш язык, нашу культуру можно взять и вычеркнуть из истории». Именно эту борьбу Кравцов назвал главной задачей образования. Это была преамбула к рассказу о том, что будет изменен порядок формирования перечня учебников и эксперты будут делать акцент прежде всего на «ценностях, смысловых вопросах».
По его словам, разработан курс о новейшей истории XX–XXI вв. для учеников 9-го класса, в том числе где будет говориться о военной операции и принятии в состав России новых территорий. Кравцов не согласился с теми учеными, которые говорят, что историки не могут оценивать текущий период: школа, считает министр, должна дать детям ответы на актуальные вопросы и информацию о том, что они видят своими глазами.
В 2022 г. программа воспитания для школ приведена в соответствие со Стратегией нацбезопасности России, добавил Кравцов. Он также напомнил про то, что теперь учеба школьников начинается с «Разговоров о важном». «В целом будем строго и последовательно проводить воспитательную, патриотическую, ценностную линию в сфере образования и просвещения», – сказал Кравцов, добавив, что этому будет способствовать возвращение в школьную программу романа Александра Фадеева «Молодая гвардия».
В четырех новых территориях будут созданы педагогические университеты федерального подчинения, по его словам, к новому учебному году уже провели подготовку учителей русского языка, истории, обществознания. «Волосы встают дыбом, когда видишь – детей не учили», – заявил Кравцов. Он уверяет, что в этих четырех территориях 75% двоек у школьников за прошлый год по биологии и математике. Несмотря на это, главной задачей Кравцов считает обучить этих детей курсу «Моя история», чтобы устранить «тотальное незнание истории и вопиющие провалы и подмены».
А вот аудитор Счетной палаты Дмитрий Зайцев говорил не о воспитании школьников, а о том, что они фиксируют «крайне низкие показатели освоения субсидий федерального бюджета по стройке школ» – на 1 ноября 2022 г. это всего лишь 61,9%. Вправо сдвигаются и целевые показатели федерального проекта «Современная школа» – в итоге за 2022–2024 гг. должно быть введено в 4,4 раза больше мест в школах, чем за 2019–2021 гг. Фиксируют они проблемы и по линии капитального ремонта школ, в частности по срокам проведения работ. А в рамках мероприятий по созданию новых мест в школах для ликвидации третьей смены в 2021 г. было введено только 66,9% запланированных мест.
Также в Счетной палате фиксируют рост вакансий учителей и дефицит высококвалифицированных кадров в отдельных регионах.
Спикер Госдумы Вячеслав Володин после выступления представителей комитетов по контролю и по просвещению предложил обсудить некоторые конкретные вопросы – например, горячее питание в школах. По его словам, сейчас этот вопрос решается через конкурсные процедуры и, соответственно, кто «дает цену меньше, побеждает», а ведь речь идет о здоровье ребенка. Вице-спикер Петр Толстой из зала отметил, что котлеты холодные. «Да не только холодные, Петр Олегович, их нет, котлет», – заявил Володин.
Патриотизм, питание и ремонт школ интересовали и других депутатов. Например, единоросс Нурбаганд Нурбагандов спросил у министра, как учителям нужно воспитывать патриотов России. Тут Кравцов назвал подготовку учителей «винегретом», поскольку каждый вуз готовил по своим программам, сейчас же введены единые стандарты для их обучения, поэтому, видимо, «винегрета» больше не будет. Депутат от «Справедливой России» Олег Нилов спросил, будет ли начальная военная подготовка (НВП) обязательным предметом для школьников. Кравцов ответил, что НВП будет входить в курс ОБЖ, но «с учетом тех вызовов, которые стоят в современном обществе, и возможных техногенных различных ситуаций этот курс НВП будет просто расширен».
Депутата Оксану Дмитриеву из Партии роста интересовало, как повысить статус физики в школах. И тут снова вмешался Володин, который заявил, что каждый депутат говорит о необходимости продвигать в школах тот или иной предмет – физику, физкультуру, музыку, шахматы. «Один вопрос: а мы вообще вот будем говорить о трудолюбии? <...> Если мы не будем развивать трудолюбие, не будет ни шахмат, не будет ни физики, ни иностранных языков. Ну давайте к нему вернемся. У нас ведь с вами для того, чтобы ребенок помыл доску, надо получить разрешение родителей, чтобы он принимал участие в уборке класса», – заявил Володин, добавив, что сами родители и учителя просят вернуть в школы трудовое воспитание.
В выступлениях представителей фракций Олег Смолин из КПРФ предложил отказаться от обязательного ЕГЭ по иностранному языку и вернуть в школу воспитательную работу. Лидер ЛДПР Леонид Слуцкий предложил сделать ЕГЭ добровольным, а затем уйти от него. Потом Слуцкий долго говорил о том, что очень важно распространять русский язык в мире. «Мы должны сегодня придать [важность] позициям русского языка. Респект, Сергей Сергеевич [Кравцов], – воскликнул Слуцкий. – Вы и в ходе поездок по ближнему зарубежью, и работая здесь в министерстве уделяете этому большое внимание». Депутат-справоросс Яна Лантратова последовала призыву Слуцкого и заявила, что Минпросвещения за последнее время провело колоссальную работу, в частности, благодаря ему принят закон о едином образовательном пространстве. В завершение она поблагодарила министра просвещения и его команду. Володин раскритиковал депутатов, заявив, что им не нужно расслаблять министра и его заместителей: «Вот они придут и скажут: ой, слушайте, эти хвалят, другие хвалят, оппозиция вообще нас всех облизала. Значит, у нас какая мотивация работы?»
Затем депутат Максим Гулин из «Новых людей» предложил ввести единый федеральный оклад для учителей в размере 75 000 руб., наставничество старшеклассников над учениками младших классов. А вице-спикер Толстой заявил, что в 1990–2000-е гг. «школы перестали воспитывать детей» – это произошло «когда мы лишились не только идеологии, но и любых ценностных ориентиров». Образовательный вакуум в итоге заполнился «празднованием Хэллоуина, культом потребительства, деструктивными субкультурами», заявил он. Он также поддержал отказ от ЕГЭ, но заявил, что это надо делать постепенно – в частности, сначала оставить ЕГЭ только для тех выпускников, кто планирует получать среднее профессиональное и высшее образование.
«Конечно, хватит уже устраивать из выпускных экзаменов специальную полицейскую операцию с досмотрами и психологическим давлением. Я думаю, все сидящие в зале согласятся: наши дети не преступники», – сказал Толстой. Депутат также обнаружил, что в Калужской и Воронежской областях на «Разговорах о важном» уроки якобы посвятили теме толерантности «и даже раскрашивали радужные флаги на этих уроках». Также депутат заявил, что в проекте «Цифровая образовательная среда» создана ФГИС «Моя школа», где собираются данные о семье школьника, что недопустимо. Кроме того, там надо указать пол ребенка, сказал депутат: «И знаете что? Предлагается три варианта: мальчик, девочка и не определился. <...> Увлеклись, знаете, списыванием западных методичек».
Детям же Толстой пожелал «избавляться от мифа вседозволенности».