В НАТО решили не идти на обострение из-за падения ракеты в Польше

Тем более что ракета была выпущена Украиной
НАТО не отказывается от контактов с Москвой, подчеркнул Столтенберг, отметив, что основную роль в них играют связи по линии военных
НАТО не отказывается от контактов с Москвой, подчеркнул Столтенберг, отметив, что основную роль в них играют связи по линии военных / John THYS / AFP

В НАТО не считают инцидент с падением ракеты в Польше преднамеренной акцией России. Об этом по итогам прошедшего 16 ноября заседания Североатлантического совета заявил генсек альянса Йенс Столтенберг. «У нас нет данных, указывающих на то, что это была преднамеренная атака. И нет оснований считать, что Россия готовит наступательные боевые действия против НАТО», – подчеркнул он.

По словам Столтенберга, согласно предварительным данным, причиной инцидента, скорее всего, стала ракета ПВО Украины, выпущенная «для защиты от российских обстрелов». С учетом этого не была задействована 4-я статья устава НАТО (а на этом настаивала Польша), по которой государства альянса проводят консультации, если одно из них видит угрозу своему суверенитету и территориальной целостности. По словам Столтенберга, члены альянса сошлись в том, что необходимости в таких мероприятиях нет. Тем более не шла речь о применении 5-й статьи, расценивающей нападение на союзника как нападение на весь альянс.

Вину на Киев в НАТО тем не менее возлагать не стали, объявив ответственной Москву. «В конечном итоге ответственность несет Россия, продолжающая свою незаконную войну против Украины», – сказал Столтенберг. В то же время НАТО не отказывается от контактов с Москвой, подчеркнул Столтенберг, отметив, что основную роль в них играют связи по линии военных. Разглашать какие-либо детали контактов генсек отказался.

Позицию Столтенберга о вероятном украинском происхождении упавшей ракеты разделил и польский президент Анджей Дуда. По его мнению, речь идет о ракете зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) С-300 советского производства. Впрочем, расследование инцидента польской полицией с привлечением экспертов из стран НАТО продолжается.

На Украине не согласились с предварительными выводами об украинском происхождении упавшей в Польше ракеты. Днем 16 ноября секретарь Совета национальной безопасности и обороны страны Алексей Данилов заявил о необходимости допустить украинских экспертов к месту происшествия. В то же время CNN со ссылкой на источники сообщил днем 16 ноября, что в Киеве признали факт работы своей ПВО на границе с Польшей с целью перехвата российской ракеты.

Динамические характеристики противоракеты С-300 хорошие и если управляемый военными Украины наземный комплекс «отпустил» ее без команды на самоликвидацию, то улететь могла на значительное расстояние, говорит военный эксперт Российского совета по международным делам (РСМД) Александр Ермаков. Если воздушный бой против российской крылатой ракеты был в приграничном регионе, противоракета вполне могла произвести перелет в Польшу на десятки километров, отклонившись от цели, отмечает Ермаков. После израсходования топлива или сбоя наведения, при ударе о поверхность земли уже, вероятно, сдетонировала боевая часть ракеты, считает эксперт РСМД.

На Западе понимают, что случившееся – инцидент, который неизбежен при ведении боевых действий, отмечает директор ИМЭМО РАН Федор Войтоловский. НАТО не желает идти на эскалацию, особенно учитывая, что, скорее всего, это была противоракета ВСУ. На протяжении всей спецоперации Россия предпринимала фантастические усилия, чтобы избежать конфронтации непосредственно с альянсом, подчеркивает эксперт. ВС РФ приходилось действовать в условиях, когда на Украине присутствовали разведчики и инструкторы НАТО, и меры по недопущению эскалации были успешны. Инцидент с ракетой, добавляет Войтоловский, еще раз напоминает о чрезвычайной важности коммуникаций между военными России и альянса для недопущения подобных ситуаций. Опыт для этого у сторон есть, ведь ранее российские и западные военные достаточно эффективно налаживали контакты во время боевых действий в Сирии.

Возможные дальнейшие военно-технические шаги в связи с падением ракеты в Польше вряд ли будут носить характер радикального пересмотра текущих подходов, считает научный сотрудник ИМЭМО РАН Дмитрий Стефанович. «Волшебных палочек», способных обеспечить непробиваемые «зонтики» ПВО и ПРО, пока еще никто не разработал, говорит эксперт. Усиление ПВО восточного фланга НАТО и так велось, а резкие прорывные решения здесь вряд ли возможны. Непосредственно уничтожать российские ракеты или иные летательные аппараты над Западной Украиной в НАТО вряд ли захотят, но «просвечивать» соответствующее воздушное пространство и собирать данные в еще большем объеме, вне всякого сомнения, будут, считает Стефанович. Но если говорить о парировании угроз от тяжелых зенитных ракет советского образца, то здесь потребуются оборонительные системы качественно нового уровня – это, по сути, высокоскоростные баллистические ракеты малой дальности, отмечает эксперт.

Нарастить темпы развертывания все более совершенных ЗРК на своей восточной границе НАТО в этой связи вполне может, правда, встанет вопрос, в каком формате и на какой территории, говорит Стефанович. Это могут быть новые контракты Польши с Южной Кореей или, например, с Турцией. Неизбежно встанет вопрос, кто будет оплачивать эти проекты, независимо от конечного оператора ЗРК. Каких-то новых масштабных поставок ЗРК из стран НАТО на территорию Украины по итогам инцидента в Польше пока ожидать не стоит, резюмирует Стефанович.