Байден и Си на G20 попросили друг друга об уважительной конкуренции и сотрудничестве в глобальных вопросах

Но эксперты не видят серьезных предпосылок для улучшения американо-китайских отношений
Стороны не хотят дальнейшей деградации отношений
Стороны не хотят дальнейшей деградации отношений / SAUL LOEB / AFP

На полях саммита G20 в Бали 14 ноября состоялась встреча председателя КНР Си Цзиньпина и президента США Джо Байдена. По подсчетам Китайского центрального телевидения, переговоры американского и китайского лидеров длились 3 часа 12 минут. В их официальных сообщениях по итогам разговора нашлось место как для критики оппонента, так и для надежд на сотрудничество.

В расширенных репликах, которые опубликовало агентство «Синьхуа», лидер Китая рассказал, каким он видит взаимодействие двух держав. Основной посыл приведенного заявления заключается в том, что признание различий в политическом устройстве двух стран не должно мешать взаимодействию. Си заверил, что Китай не желает изменить существующий международный порядок и не вмешивается во внутренние дела США. При этом аналогичного КНР требует от Вашингтона и для себя: признать, что две страны идут разными путями («капиталистическим» и «социалистическим»), не навязывать другим идеологического единообразия и не допускать, чтобы риторика расходилась с делом.

Стороны не хотят дальнейшей деградации отношений. Си Цзиньпин отметил, что отношения двух стран не должны «быть игрой с нулевой суммой». Лидер США же еще перед встречей 13 ноября сказал, что его страна продолжит конкурировать с КНР, но это соперничество не должно перерасти в конфликт.

Позитив для отношений виден и в том, что Байден в приведенном по итогам переговоров заявлении Белого дома прибег не только к уже привычной критике в адрес Китая из-за «агрессивных действий» вокруг Тайваня и нарушения прав человека, но и выступил за сотрудничество с Пекином в ряде сфер. Среди таких вопросов – изменение климата, глобальная макроэкономическая стабильность, здравоохранение и продовольственная безопасность.

Примечательно, что в пресс-релизах администраций Байдена и Си есть формулировки, которые прямо не подтвердила другая сторона. Согласно сообщению «Синьхуа», Байден сказал, что стабильный и развивающийся Китай отвечает интересам Соединенных Штатов, и заверил Си в отсутствии желания менять устройство Китая. Кроме того, Белый дом сообщил, что Вашингтон и Пекин сошлись на неприемлимости применения ядерного оружия в конфликте на Украине. А в сообщении китайской стороны ядерная тематика не получила места, а в контексте украинского кризиса прозвучала надежда на возобновление мирных переговоров и диалога Россия – НАТО.

Американцы сейчас могут попытаться выдать согласие Байдена и Си по ядерному вопросу за свою «победу», несмотря на наличие только одной версии разговора, сказал директор Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Василий Кашин. Он напомнил, что Москва согласна с утверждением, что ядерная война никогда не должна начаться, и даже продвигала соответствующее совместное заявление.

С точки зрения замдиректора ИМЭМО им. Е. М. Примакова Александра Ломанова, Китаю куда важнее подтвердить общие принципы неделимости безопасности, так как его сейчас волнует не угроза ядерной войны на Украине, а создание американцами военных блоков на тихоокеанском пространстве.

Опрошенные эксперты сошлись в том, что два лидера на Бали повторяли уже привычные для их нарратива тезисы и никаких радикальных сдвигов в отношениях Пекина и Вашингтона не предвидится.

Возвращение к состоянию отношений, которые были между США и Китаем в 2000-е гг. и начале 2010-х, невозможно, говорит Ломанов. Он обращает внимание, что ключевым темам экономического сотрудничества практически не нашлось места, в отличие от критики КНР по вопросам прав человека. В этой связи он уверен, что американцы продолжат свое давление на Китай с помощью тарифов и санкций в сфере высоких технологий. Не поверят американцы и в заверения Китая не нарушать нынешний мировой порядок и становиться «новой Америкой».

«Это уже концептуальная и идеологическая несовместимость, – то, что называется ловушка Фукидида. Старая сверхдержава понимает, что ей нужно подвинуться и дать место растущей сверхдержаве, но этого делать не хочется», – говорит Ломанов.

В США растет понимание, что усиливать напряженность одновременно как в отношениях с Россией, так и с Китаем проблематично, уверен главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Васильев. На его взгляд, высшее руководство США после выборов в конгресс возьмет курс на дальнейшее усиление конфронтации с Россией, а потому решило временно смягчить риторику в адрес Пекина. Кроме того, Вашингтон по-прежнему тревожит дальнейшее сближение КНР и России. Но это не означает возможности потепления в отношениях США и Китая.