«Единая Россия» предложила поправки к проекту бюджета почти на 60 млрд рублей

Самые значимые корректировки касаются сельского хозяйства
Единороссы (на фото слева секретарь генсовета Андрей Турчак) предложили свою версию поправок к бюджету, а Госдума примет их во втором чтении 22 ноября
Единороссы (на фото слева секретарь генсовета Андрей Турчак) предложили свою версию поправок к бюджету, а Госдума примет их во втором чтении 22 ноября / Екатерина Штукина / РИА Новости

Фракция «Единая Россия» подготовила поправки ко второму чтению проекта федерального бюджета на 2023–2025 гг. в совокупности на 58,9 млрд руб., следует из предложений партии, с которыми ознакомились «Ведомости». Большую часть из этой суммы – 35,5 млрд – предлагается направить на увеличение финансирования по отдельным направлениям в следующем году.

На что хотят добавить

«Единая Россия» предлагает внести поправки в части расходов на национальную экономику, социальную политику, образование, культуру, межбюджетные трансферты. Значительная часть из них касается поддержки сельского хозяйства. В 2023 г. предлагается увеличить субсидии на комплексное развитие сельских территорий на 8 млрд руб., субсидии «Росагролизингу» – на 1,5 млрд, субсидии на мелиорацию – на 1 млрд, гранты на научно-технические проекты в агропромышленном комплексе в 2023–2025 гг. – на 1 млрд ежегодно.

На профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование в следующем году предлагается выделить сверх плана 2,5 млрд руб., на повышение эффективности службы занятости – 2,7 млрд, на субсидии по софинансированию расходов, связанных с оказанием государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в 2023 г., – 7,5 млрд, в 2024 г. – 7,6 млрд, в 2025 г. – 7,7  млрд. Остальные предложения затрагивают поддержку отдельных некоммерческих организаций, издательств, молодежных и творческих инициатив.

В центре внимания «Единой России» всегда находятся выполнение социальных обязательств и развитие экономики – все то, что отражено в программе партии, прокомментировал «Ведомостям» заместитель председателя Госдумы и один из авторов поправок – Сергей Неверов. «Сейчас крайне важно поддержать наше производство, дать возможность аграриям закрепить тот результат, который был достигнут за эти годы. Поэтому особое внимание – к развитию сельских территорий, поддержке АПК, поддержке программ занятости, предпринимательской инициативы молодежи, а главное – дополнительные средства на поддержку людей с ограниченными возможностями», – подчеркнул депутат.

Предложенные «Единой Россией» поправки поступили в Минфин и будут рассмотрены в установленном порядке, сообщил «Ведомостям» представитель министерства. Правительство представит свою позицию в ходе их рассмотрения в Госдуме, отметил он. Сейчас идет работа по уточнению параметров бюджета на предстоящие три года, говорить о конкретных решениях пока преждевременно, добавил собеседник.

Бюджет не для дискуссий

В этом году проект федерального бюджета пройдет гораздо менее дискуссионно, чем это было в предыдущие годы, считает директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов: прежде всего это связано с тем, что у депутатов есть понимание необходимости включения в него различных трат, которые не были предусмотрены в прошлом трехлетнем бюджете. Дополнительные расходы, связанные с проведением спецоперации, мобилизации или перестройкой экономики в условиях западных санкций, необходимы, поэтому количество поправок, скорее всего, сократится ко второму чтению, когда идет перераспределение средств между направлениями, отметил он.

Второй момент, по его словам, связан с переходом с прошлого года на формирование проекта бюджета с учетом госпрограмм в новом формате через систему «Электронный бюджет». Если в прошлом году могли быть какие-то нюансы из-за неполной готовности системы, то в нынешнем распределение бюджета в разрезе госпрограмм уже заложено в электронной форме и, скорее всего, согласовано со всеми потенциальными участниками этого процесса, пояснил Климанов.

Третья особенность формирования бюджета в этом году заключается в том, что он формируется с учетом достаточно большого дефицита, поэтому возможность какого-либо бюджетного маневра ниже, чем когда бюджет планируется с профицитом, добавил эксперт.

Исторически федеральный бюджет существенно чаще недооценивает доходы следующего года, чем переоценивает их, указал директор группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Дмитрий Куликов: в 2010–2021 гг. средняя разница между декабрьской версией бюджета и фактом по исполнению составляла 1,3 процентного пункта (п. п.) ВВП по доходам и 0,6 п. п. ВВП по балансу. Отклонения в отрицательную сторону (переоценка доходов и баланса) наблюдались только в годы кризисов, отметил он. Если говорить про параметры текущего бюджета на ближайшую трехлетку, то его макропредпосылки выглядят умеренно-оптимистичными, поэтому в следующем году несколько более вероятны пересмотр плана по доходам и балансу вниз, а по расходам – в меньшей степени, но вверх, добавил эксперт. Неопределенность по исполнению объективно высока, резюмировал он.

Проект федерального бюджета на ближайшие три года прошел первое чтение в Госдуме 26 октября. Согласно документу, расходы на 2023 г. запланированы в объеме 29 трлн руб., на 2024 г. – 29,4 трлн, на 2025 г. – 29,2 трлн. Доходы в 2023 г. должны составить 26,1 трлн руб., в 2024 г. – 27,2 трлн, в 2025 г. – около 28 трлн. Таким образом, на протяжении всей трехлетки бюджет будет оставаться дефицитным, но постепенно снижаться: в 2023 г. – 2,9 трлн руб., 2% ВВП, в 2024 г. – 2,2 трлн, 1,4% ВВП, в 2025 г. – 1,3 трлн, 0,7% ВВП.

Больше всего в ближайшие три года планируется потратить на социальную политику: в 2023–2024 гг. – 7,3 трлн руб. ежегодно, в 2025 г. – 7,2 трлн. На 2-м месте по объему запланированных расходов – национальная оборона: в 2023 г. – 5 трлн, в 2024 г. – 4,6 трлн, в 2025 г. – 4,2 трлн; на 3-м – нацбезопасность и правоохранительная деятельность: в 2023 г. – 4,2 трлн, в 2024–2025 гг. – 4,3 трлн ежегодно. Далее идут национальная экономика (3,7 трлн руб. в 2023 г., по 3,6 трлн в 2024–2025 гг.) и общегосударственные вопросы (2,1 трлн в 2023 г., 1,9 трлн в 2024 г., 1,8 трлн в 2025 г.). Значительные объемы расходов запланированы на послание президента: в 2023 г. – 2,2 трлн, в 2024 г. – 2,4 трлн, в 2025 г. – 2,3 трлн, а также на нацпроекты: 2,9 трлн – в 2023 г., 2,96 трлн – в 2024 г.

Основными приоритетами на ближайшую трехлетку министр финансов Антон Силуанов называл выполнение социальных обязательств, обеспечение безопасности страны, технологическую независимость и восстановление новых регионов. Второе чтение проекта бюджета запланировано на 22 ноября.