Владимир Путин, вероятнее всего, откажется от поездки на G20
Россию на этой площадке представит министр иностранных дел Сергей ЛавровНа этой неделе Кремль объявит, поедет ли президент России Владимир Путин на саммит G20 на Бали (Индонезия), который состоится 15–16 ноября. Об этом его пресс-секретарь Дмитрий Песков заявил журналистам 7 ноября. Между тем, по словам дипломатического источника «Ведомостей», вероятнее всего, Путин воздержится от визита на Бали. Близкий к администрации президента собеседник «Ведомостей» говорит, что пока не известно об активной подготовке к поездке главы государства. По словам обоих источников «Ведомостей», сейчас планируется, что в этой поездке его заменит министр иностранных дел Сергей Лавров.
Песков на вопрос «Ведомостей» о том, правда ли делегацию возглавит Лавров, ответил: «Сообщим [о том, кто поедет на G20] своевременно».
Российская сторона готовится к саммиту, говорил 18 июля журналистам пресс-секретарь главы государства: «Мы участвуем во всех форматах «двадцатки», имеем приглашение на саммит <...> Участие в любом случае будет, но программа каких-либо двусторонних встреч еще не прорабатывалась». 20 июля помощник президента Юрий Ушаков говорил журналистам, что решение о формате участия России в G20 будет принято непосредственно перед поездкой, отметив, что само «приглашение есть, мы (т. е. Россия. – «Ведомости») ответили положительно». Подобные тезисы – об обязательном участии страны в саммите – повторялись неоднократно представителями Кремля и МИДа.
Комментировал предстоящий саммит G20 с российской стороны и сам президент России. 27 октября, отвечая во время заседания международного дискуссионного клуба «Валдай» на вопрос о том, поедет ли он в Индонезию, где его все «очень любят, все всегда кричат ура», Путин сказал: «Президент [Джоко] Видодо, когда мне звонит, обращается ко мне «брат», я ему говорю то же самое. Мы дорожим отношениями, которые у нас сложились с Индонезией. Я благодарен руководству и президенту за приглашение на «двадцатку». Мы подумаем, как мы это сделаем. Россия совершенно точно будет там представлена на высоком уровне. Может быть, и я поеду. Я подумаю».
Сам хозяин саммита Видодо заявил Financial Times 7 ноября, что Путин, вероятнее всего, не приедет на Бали. Видодо подчеркнул, что русские по-прежнему могут принять участие во встрече G20, а Индонезия надеется содействовать диалогу, чтобы противостоять росту международной напряженности.
При этом, как отметил Видодо, «двадцатка» предназначена для обсуждения экономики и развития, то есть G20 – это не «политический форум».
Как отмечает еще один близкий к Старой площади собеседник «Ведомостей», президент должен сам объявить свое решение, в том числе о том, кто заменит его на Бали в случае отказа от участия в саммите. Глава думского комитета по делам СНГ Леонид Калашников считает, что президент не видит рациональной возможности для себя «разрешать какие-то вопросы в рамках саммита»: «Запад занимается прямыми диверсиями [против России], что убеждает его, что сейчас не время для такого разговора».
Саммит G20 нельзя назвать «самым комфортным для президента мероприятием в нынешних условиях», говорит генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов. «Позиция России сводится к тому, что реальный диалог должен быть с Соединенными Штатами, как с фактическим участником конфликта, который принимает основные решения. Позиция США тоже известна – что никакие решения, касающиеся Украины, без участия украинской стороны приниматься не могут, – говорит он. – По всей видимости пока говорить о возобновлении какого-либо серьезного российско-американского диалога преждевременно (а президент США Джо Байден будет на полях саммита. – «Ведомости»)». Другие же предметы для диалога, вроде обмена осужденными, вряд ли могут быть основным предметом диалога в ходе встречи лидеров двух ядерных держав. «Должно произойти чудо, чтобы Путин поехал туда и встретился с Байденом», – говорит Кортунов.
Учитывая чрезвычайно специфическую ситуацию, которая сложилась в мире, неприезд Путина для организаторов был бы логичным, считает главред журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов, который модерировал пленарную сессию с участием президента на «Валдае»: «Если его не будет, точнее, он будет там онлайн, части «спектакля» с демаршами сторонников западных стран удастся избежать».
В связи с событиями этого года «двадцатка» теряет функциональность, констатирует Лукьянов: «Мы долго думали, что этот форум в отличие от многих других, которые не соответствуют современным реалиям, как раз является хорошей представительной площадкой, где обсуждают важные проблемы». Но события на Украине показали, что рассчитывать на содержательный итог обсуждения бессмысленно, говорит он.
В подготовке статьи участвовала Елена Мухаметшина