Премьерство Лиз Трасс стало самым краткосрочным в истории Великобритании

Она успела побыть главой правительства при двух монархах, хотя заняла этот пост лишь в сентябре
Kirsty Wigglesworth / AP

Премьер-министр Великобритании Лиз Трасс 20 октября объявила о своей грядущей отставке. Офис на Даунинг-стрит она планирует покинуть к концу следующей недели. Трасс признала, что в сложившейся обстановке «не смогла оправдать мандат доверия, данный консервативной партией». Премьер занимала свой пост всего шесть недель, срок ее полномочий стал самым коротким в британской истории.

Утром 20 октября Reuters со ссылкой на источники в британском правительстве сообщило, что Трасс уже встречалась с Грэмом Брейди, главой Комитета 1922 г. в партии консерваторов: он обычно занимается выборами лидера партии и по совместительству премьера. Ряд парламентариев-тори ранее призвали Трасс уйти в отставку, а часть подтвердили, что направили Брейди письма о недоверии премьеру.

Еще 18 октября Трасс заявляла, что уходить в отставку не намерена, несмотря на призывы со стороны депутатов правящей консервативной партии. По данным Daily Mail, более 100 тори тогда были готовы направить Брейди письма о недоверии Трасс.

Поводом для отставки Трасс стал поднятый правительством в сентябре вопрос об отмене моратория на добычу сланцевого газа в Северном море с помощью гидроразрыва пласта (фрекинга) и выдаче около 100 лицензий на это. Этот метод считают неэкологичным. Необходимость фрекинга мотивировалась энергетическим кризисом. 19 октября лейбористы в парламенте предложили сохранить мораторий, но их резолюция не прошла.

В предвыборном манифесте консерваторов 2019 г. был пункт с обещаниями не разрешать фрекинг, пока не будет научно доказана безопасность этого метода. В отчете Британской геологической службы (BGS), подготовленном по заказу правительства, говорится, что прогнозирование подземных толчков, связанных с гидроразрывом пласта, пока «остается научной проблемой».

Что такое «Комитет 1922 г.»

Выборами лидера партии занимается «Комитет 1922 г.» – собрание так называемых «заднескамеечников», рядовых представителей партии, которые не входят в правительство. Но как решится вопрос о новом лидере, пока непонятно: вполне возможно, что будет созвана национальная ассамблея местных отделений партии, говорит руководитель Центра британских исследований Института Европы РАН Елена Ананьева. По словам Лиз Трасс, новый лидер партии будет выбран до конца следующей недели.

Несмотря на то что 19 октября резолюция лейбористов о сохранении моратория на фрекинг не прошла, Трасс столкнулась с влиятельной оппозицией в собственной партии. Крис Скидмор, экс-министр энергетики, публично заявил об отказе голосовать за отмену фрекинга. Его поддержала и экс-министр спорта Трейси Крауч. В целом от голосования воздержались 40 депутатов-тори, включая экс-премьера Бориса Джонсона. 20 октября депутат от лейбористской партии Крис Брайант заявил, что ряд депутатов консервативной партии заставляли однопартийцев голосовать за разрешение фрекинга.

Консерваторы оказались в тяжелом положении: формально назначить голосование о доверии Трасс было невозможно до сентября 2023 г., лидер пользуется иммунитетом в течение календарного года. «Но и оставлять Трасс в должности премьера было неприемлемо», – говорит руководитель Центра британских исследований Института Европы РАН Елена Ананьева. Скандал в парламенте вызвал колоссальное недовольство среди членов парламента и в обществе, говорит эксперт. Добровольная отставка Трасс избавила консерваторов от необходимости самостоятельного принятия решений.

Разговоры о возможной отставке Трасс начались сразу после быстрого и оглушительного провала ее плана экономических реформ. Среди прочего план Трасс предусматривал отказ от повышения корпоративного налога (аналога налога на прибыль) и сохранение его на уровне 19%, снижение с 45 до 40% налога на доходы сверхбогатых (имеющих доходы более 150 000 фунтов год), также понижение НДФЛ с 20 до 19% с апреля 2023 г. и еще субсидии на оплату счетов за электричество домохозяйствам.

Если бы все названные реформы осуществились, это привело бы к дефициту бюджета объемом в 45 млрд фунтов стерлингов ($50,4 млрд), что соответствует 2% годового ВВП страны. После объявления о реформах фунт стерлингов рухнул до исторического минимума (1,0348 к доллару 26 сентября).

«Трасс не несет ответственности в полной мере за тот кризис, что наблюдается в британской экономике, она лишь подтолкнула к нему, в частности повлияв на курс фунта, тем более что правительство страны готовилось к инфляционному сценарию», – говорит аналитик «Открытие инвестиций» Андрей Кочетков. К кризису привела политика Банка Англии по насыщению рынка ликвидностью – проще говоря, работа «печатного станка», – а также энергетический кризис, считает эксперт. Стабильно высокая инфляция в стране – а в сентябре она составила 10,1% – сохранится, скорее всего, вне зависимости от действий нового кабинета министров и можно будет говорить если не о депрессии, то о продолжительном периоде рецессии и снижения жизненных стандартов, резюмировал Кочетков.

Положение Трасс с самого начала было тяжелым, отмечает научный сотрудник Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Сергей Шеин: «У нее было мало ресурсов, мало пространства для маневра, опереться ей было не на кого». Эксперт напоминает, что на выборах против Трасс голосовало две трети парламентской фракции консерваторов, что предопределило ее непростое премьерство. Еще больше отношения Трасс с однопартийцами ухудшили ее провальные экономические реформы. «Она старалась следовать курсу своего кумира, Маргарет Тэтчер, и понижать налоги, что противоречило ее же планам компенсировать расходы домохозяйств из-за энергетического кризиса, – говорит Шеин. – Поэтому крах таких планов настроил против премьера наиболее идеологизированных и одиозных консерваторов». 

К перспективам возвращения на пост главы кабинета Бориса Джонсона Шеин относится скептически: «Несмотря на то что Джонсон лидирует в опросах, у парламентской фракции консерваторов к нему много претензий». Парламентарии будут использовать все свои рычаги, чтобы не допустить Джонсона снова к власти, отмечает Шеин.