Владимир Путин нашел новые центры силы в Азии
Как президент России обсуждал с коллегами в Казахстане вопросы нового миропорядкаПоездка в Казахстан – последний из объявленных Кремлем крупных международных визитов Владимира Путина перед саммитом G20 в Индонезии. Конечно, поедет ли Путин на G20, пока доподлинно не известно: буквально 12 октября помощник президента Юрий Ушаков сказал журналистам, что отказываться от общения с западными партнерами Москва не собирается, но пока рано говорить и о том, что глава государства поедет на «двадцатку».
Впрочем, даже поездка в Астану на Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) дала Путину возможность выступить перед представителями тех стран, которые точно отправятся на Бали, например Турции: их объединяют и G20, и СВМДА. На саммите СВМДА Путин заявил, что именно страны Азиатского региона являются локомотивом мирового экономического роста, что особенно важно, когда происходят серьезные изменения в глобальной политике и экономике: «Мир становится по-настоящему многополярным, и весьма заметную – если не ключевую – роль в этом играет Азия, где крепнут новые центры силы».
Затронул президент и тему волатильности мировых цен на энергоносители, продовольствие и удобрения, что ведет, по его мнению, к ухудшению жизни и в развитых, и в развивающихся странах. Россия же, по его словам, предпринимает максимум усилий для обеспечения этой продукцией нуждающихся стран, поэтому и призывает к ликвидации нелегитимных барьеров, которые препятствуют восстановлению глобальных цепочек поставок. Это требуется, «чтобы решить неотложные задачи в области продовольственной безопасности». Россия, по словам Путина, выступает за развитие Азии и создание пространства «торгового и инвестиционного сотрудничества».
Стол для примирения
В ходе саммита СВМДА многие из глав государств говорили о том, что, не успев выйти из пандемии, мир столкнулся с новыми вызовами, связанными с геополитической безопасностью. Это звучало и от президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева, и от президентов Киргизии и Азербайджана. При этом на саммите за одним столом оказались представители стран, между которыми продолжаются конфликты. Несмотря на приветственные слова Токаева, который говорил о приверженности стран СВМДА Уставу ООН, и приветственные слова генсекретаря ООН Антониу Гутерриша, представители государств упоминали о территориальных спорах. Премьер-министр Пакистана Шахбаз Шариф, попросив помощи для ликвидации последствий наводнения в стране, говорил о том, что Индии нужно прекратить «оккупацию» Кашмира. Об «оккупации» Израилем части Палестины говорил президент Палестины Махмуд Аббас. На саммите Израиль представлял министр туризма Йоэль Развозов.
Путин в своем выступлении также говорил о политических вопросах, в частности о важности нормализации обстановки в Афганистане. После 20 лет военного присутствия США и НАТО там и провала их политики Афганистан оказался не способен самостоятельно решать проблемы, связанные с терроризмом.
Что такое СВМДА
Совещание было основано 30 лет назад первым президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. Сейчас в организацию входит 28 стран: Россия, Казахстан, Индия, Китай, Южная Корея, ОАЭ, Турция, Вьетнам, Иран, Египет, Иордания, Ирак, Израиль, Таиланд, Бахрейн, Киргизия, Таджикистан и др. На высшем уровне в саммите в этом году участвовали главы 10 государств: России, Казахстана, Азербайджана, Таджикистана, Узбекистана, Киргизии, Ирана, Турции, Катара и Палестины.
Поэтому он призвал содействовать вместе экономическому восстановлению страны: «Но прежде всего мы настоятельно призываем компенсировать нанесенный афганцам за годы оккупации ущерб и разморозить незаконно заблокированные афганские средства». Про ситуацию на Украине Путин на саммите не говорил.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев рассказывал об «освобождении от армянской оккупации» и победе в карабахской войне. Азербайджану понадобится 30 лет на разминирование, поскольку, «по предварительным данным, Армения в период оккупации заложила на территории Азербайджана более 1 млн мин», утверждает Алиев. Правда, Армения в СВМДА не входит. Президент Турции Реджеп Эрдоган заявил, что нужно пересмотреть принципы построения системы мировой безопасности, поскольку мир шире пяти постоянных членов Совбеза ООН (речь идет о государствах, обладающих ядерным оружием: России, США, Китае, Великобритании и Франции). При этом Эрдоган подчеркнул, что в ходе конфликта на Украине справедливого мира можно добиться с помощью дипломатии. И зерновая сделка, и обмен военнопленными между Россией и Украиной – шаги в этом направлении.
На полях саммита
После саммита президент России провел встречи в закрытом режиме: для журналистов показали лишь приветственные слова. Причем на трехсторонней встрече с президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном и Киргизии Садыром Жапаровым в открытом режиме было лишь приветственное слово Путина, который заявил, что они давно не собирались в таком формате. В сентябре на киргизско-таджикской границе произошел вооруженный конфликт.
Путин вновь встретился с президентом Турции Эрдоганом – прежняя двусторонняя встреча проходила на полях саммита ШОС в Узбекистане 16 сентября. На встрече Путин развил идею, которую он предложил 12 октября на Российской энергетической неделе, – расширить «Турецкий поток» и создать в Турции газовый хаб для Европы, если она в этом заинтересована.
«В ходе работы этого хаба, который мы могли бы вместе создать, это была бы площадка не только поставок, но и определения цены, потому что это очень важный вопрос – вопрос ценообразования. Сегодня заоблачные цены. Мы могли бы спокойно регулировать на нормальном рыночном уровне без всякой политической окраски», – сказал Путин. Пресс-секретарь президента, комментируя итоги переговоров, сообщил, что Эрдоган и Путин уже дали поручения по теме газового хаба.
В закрытой части встречи обсуждалась зерновая сделка. Россия и Турция могут определить список беднейших стран, куда в первую очередь должно идти зерно по сделке, сказал Песков. При этом тема Украины и возможность проведения переговоров в Турции между Россией и США, Великобританией, Германией и Францией не обсуждались.
Сейчас, учитывая реакцию турецкой стороны, предложение о строительстве газового хаба пока носит теоретический характер, говорит заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов. Технически такой проект возможен. В его основу могут лечь инфраструктура и документация нереализованного «Южного потока», а также единая система газоснабжения России. Но будущее турецкого газового хаба упирается в готовность партнеров России принять объемы газа и отстаивать свои интересы под давлением Запада. Кроме того, проект потребует значительных вложений как со стороны России, так и со стороны других заинтересованных стран, добавляет Фролов. Потребуется либо проложить трубы на территории Евросоюза параллельно с «Балканским потоком» – веткой «Турецкого потока», либо проложить греко-итальянский трубопровод «Посейдон» по дну Ионического моря, говорит он.
На встрече с Аббасом Путин сказал, что отношения между Россией и Палестиной имеют глубокие корни и позиция России по палестино-израильскому урегулированию носит фундаментальный характер и не меняется: «Мы всегда выступали за справедливое урегулирование на международно-правовой базе». Путин подчеркнул, что Россия внимательно наблюдает за тем, что происходит в регионе. Аббас заверил, что очень ждал встречи с Путиным, а этому мешала пандемия. «Мы неизменно верим и знаем, что у России четкая позиция по урегулированию [в регионе]», – сказал он.
14 октября президент России продолжит работать в Астане, где примет участие в заседании Совета глав государств СНГ и в первом саммите «Россия – Центральная Азия», в котором кроме президента России примут участие главы Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана.
СВМДА, напоминает старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Станислав Притчин, задумывалось как площадка, члены которой время от времени встречаются и обсуждают повестку «без серьезных обязательств». Вряд ли СВМДА станет полноценной организацией даже на региональном уровне, говорит он.
Для России куда большую важность представляет саммит СНГ и «Россия – Центральная Азия», где в том числе будут обсуждаться проблема Нагорного Карабаха и приграничный конфликт Киргизии с Таджикистаном. От саммита СНГ и «Россия – Центральная Азия» можно ожидать практических результатов, в то время как СВМДА – это всего лишь диалоговая площадка, резюмирует эксперт.