В России не будет министерства по делам новых территорий

С сегодняшнего дня место четырех регионов в составе РФ станет более определенным
В Москве почти определились, как выглядит структура управления новыми регионам
В Москве почти определились, как выглядит структура управления новыми регионам / Evgenia Novozhenina / Reuters

Создавать новое территориальное министерство пока не планируется. Об этом «Ведомостям» сказали пять источников: два собеседника, близких к правительству, два человека, близких к администрации президента (АП), и один федеральный чиновник. Вопрос о том, как будет выглядеть система управления новыми регионами, актуализировался после того, как уже признанные Москвой независимыми Донецкая и Луганская народные республики (ДНР и ЛНР), а также Херсонская и Запорожская области Украины проголосовали на референдумах 23–27 сентября за вступление в состав РФ.

Главы ДНР и ЛНР Денис Пушилин и Леонид Пасечник, а также руководители военно-гражданских администраций (ВГА) Запорожской и Херсонской областей Владимир Сальдо и Евгений Балицкий уже прилетели в Москву: 30 сентября в Георгиевском зале Кремля пройдет процедура подписания договоров о вступлении этих территорий в состав России. Они будут направлены в Конституционный суд для проверки на соответствие Основному закону и внесены в парламент для ратификации вместе с законом об образовании новых субъектов РФ. В нем будут оговорены и названия четырех регионов – не исключено, что они будут приведены в соответствие с общероссийской практикой, по которой в Конституции упоминаются, к примеру, области и республики, но «народных республик» не существует.

Как правило, бюрократические решения (например, создание определенных ведомств, должностей и назначение на них людей) финализируют уже принимавшиеся ранее политические решения. К примеру, 27 сентября «Ведомости» писали, что четыре новых региона, вероятнее всего, не будут выделять в отдельный федеральный округ, а присоединят к более крупному, в качестве потенциального наименования рассматривается «Крымский». Появление новых регионов в составе России означает также полное кадровое переукомплектование – к примеру, при каждом полпредстве существуют главные федеральные инспекторы, как правило с силовым прошлым, которые контролируют работу губернаторов. Официально должны появиться в каждом регионе руководители федеральных ведомств, в том числе начальники главков МВД, ФСБ и проч., т. е. процесс работы на территориях будет формализован. При этом, по словам всех пяти собеседников «Ведомостей», пока не принято решение о создании профильного министерства, которое отвечало бы за развитие этих регионов со стороны Белого дома. По словам одного из них, вопрос не вполне актуальный.

Практика показала, что министерство – это лишняя инстанция, умножающая бюрократию и затягивающая принятие решений, говорит эксперт по региональной политике Виталий Иванов. Представлять федеральную власть на этих территориях могут и должны чиновники в должностях первого заместителя руководителя АП, заместителя председателя правительства и полпреда, а также их аппараты, отмечает он. К примеру, на уровне Белого дома за восстановление территорий отвечает вице-премьер Марат Хуснуллин, курирующий регионы и стройку, в том числе профильное министерство. В мае он говорил, что создан «штаб по восстановлению освобожденных территорий Украины и Донбасса». В период спецоперации он несколько раз посещал места, затронутые боевыми действиями, а в июле докладывал президенту Владимиру Путину о ходе восстановления территорий, в том числе Мариуполя (ДНР).

В четверг, 29 сентября, на сайте правительства появилось сообщение по итогам заседания штаба правительственной комиссии по региональному развитию о том, что Хуснуллин обратился к главам регионов с просьбой отправить дополнительные группы строителей в Донбасс для его восстановления. По словам Хуснуллина, сейчас только в ДНР и ЛНР работа ведется на 2000 объектов, а каждую неделю в эксплуатацию сдается около 200. «Но объем работ настолько велик, что 32 000 строителей нам не хватает. Считаю, что нужно нарастить количество задействованных строителей до 50 000–60 000 человек, тогда за два-три года мы восстановим эти регионы», – сказал он.

В Кремле за территории отвечает первый заместитель руководителя АП Сергей Кириенко, который в том числе координирует работу губернаторов. Как писали «Ведомости» 29 апреля, получив полномочия по кураторству Донбасса (прежде это направление было за другим замруководителя кремлевской администрации – Дмитрием Козаком), Кириенко провел первое закрытое совещание с губернаторами о его поддержке, поручив регионам оказывать посильную помощь. Вскоре это было названо системой шефства над территориями, которое оказывается в том числе за счет субъектов РФ, как неоднократно писали «Ведомости». По словам федерального чиновника, эта схема признана эффективной. Собеседник объясняет, что сейчас, вероятно, достаточно кураторства на уровне полпредства, а также шефства регионов над городами и районами. Кроме того, такая схема показывает, что помощь регионам идет со всей России, добавляет он. Собеседник, близкий к АП, также говорит, что в переходный период, который понадобится для интеграции территорий в экономическую и правовую систему всей остальной страны, не обязательно создавать отдельное министерство.

Сейчас в России всего одно территориальное министерство – по делам Дальнего Востока. Его возглавляет Александр Чекунков, а курирует вице-премьер и по совместительству полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев.

В 1990-е гг. дважды создавался Госкомсевер и его дважды ликвидировали, отмечает экономист Владимир Климанов. По его словам, в начале 2000-х был отраслевой подход в отношении регионов, в 2010-е появился территориальный подход, когда наряду с Минрегионом стали появляться отдельные министерства по развитию Дальнего Востока, Кавказа, Крыма, последние два уже ликвидированы. А после ликвидации Минрегиона многие его сотрудники перешли в Минэкономразвития. Он также отмечает, что уже сейчас в разных федеральных органах власти созданы специальные отделы, которые курируют вопросы интеграции территорий, например в ФНС это управление специальных проектов. «На сайте ФНС прописан функционал этого департамента, и при правильном прочтении вполне можно понять, чем он занимается», – говорит Климанов.

Близкий к АП собеседник отмечает, что создание отдельного министерства пока вряд ли требуется. «На этих территориях продолжается специальная военная операция (глава Крыма Сергей Аксенов не исключал, что она перерастет в КТО. – «Ведомости»)», – отмечает он. Это накладывает отпечаток, к примеру в виде контроля на уровне военных из-за боевых действий. «Министерства создаются в более спокойных условиях», – считает политолог Алексей Макаркин. По мнению эксперта, курировать новые территории в переходный период сможет новое полпредство, у которого «будет прямой выход на президента», что поможет оперативно решать вопросы, которых, скорее всего, будет много.

По словам одного из близких к правительству источников, идею создания ведомства обсуждали в рабочем режиме, но пока ни к чему не пришли.