Страны ближнего зарубежья не торопятся закрывать границы уезжающим от мобилизации

Но ограничения и проблемы при длительном проживании возможны
Белоруссия как часть Союзного государства не будет ограничивать въезд для россиян
Белоруссия как часть Союзного государства не будет ограничивать въезд для россиян / Пресс-служба президента России

Президент Белоруссии Александр Лукашенко перед встречей с российским лидером Владимиром Путиным 26 сентября прокомментировал ситуацию с въезжающими в страну после объявления частичной мобилизации гражданами РФ. «А если бы они [россияне] здесь остались, они что, нашими людьми бы были? Пусть бегут», – сказал Лукашенко, не уточнив правового статуса граждан, которые будут находиться в стране, в том числе после объявления мобилизации в России.

Белоруссия как часть Союзного государства не будет ограничивать въезд для россиян, уверен руководитель Центра белорусских исследований Института Европы РАН Николай Межевич. По его словам, у граждан России не возникнет никаких проблем и с переездом на территорию соседней республики. В том, что высказывание Лукашенко не говорит о готовности Минска закрыть для россиян призывного возраста въезд, согласен и политолог Андрей Суздальцев. Кроме того, массовый въезд россиян в Белоруссию Лукашенко только выгоден, ведь государство сможет на этом хорошо заработать, считает Суздальцев.

Пока не идет речь и о запрете на выезд из РФ. Во всяком случае, днем 26 сентября пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил журналистам, что ему ничего неизвестно о намерении закрыть границы страны для военнообязанных. Тем не менее вопрос о том, как относиться к въезду россиян, обсуждается на территории постсоветского пространства.

Спикер сената (верхней палаты) парламента Казахстана Маулен Ашимбаев еще 22 сентября, на следующий день после объявления частичной мобилизации, заявил, что власти республики не будут ограничивать россиян, которые захотят приехать в страну. Уже 26 сентября МВД Казахстана вынесло на публичное обсуждение законопроект о въезде в республику только по загранпаспортам и пребывании там до 90 дней.

Ограничить въезд российских мужчин в Казахстан и Киргизию, входящие в ЕАЭС, сложно, так как у них с Россией безвизовый режим, говорит старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Станислав Притчин. Каких-то межгосударственных соглашений об ограничениях на въезд для российских граждан по каким-то критериям нет, напоминает Притчин. Введение инструментов для ограничения свободы передвижения в рамках ЕАЭС может быть воспринято как негативный демарш с рисками симметричных шагов со стороны Москвы, считает эксперт.

Кроме того, как говорил Ашимбаев, если иностранному гражданину его «государство не дает разрешение выезжать, но каким-то образом он выехал, Казахстан не может ему дать ВНЖ». Притчин отмечает, что с правовой точки зрения слова о некоем запрашиваемом документе от российской стороны (о праве на выезд) как минимум странны, так как непонятно, кто будет запрашивать такую справку с казахстанской стороны. Но, по его словам, сейчас в Казахстане в соцсетях муссируют тему переезда россиян, которые могут «забрать» рабочие места местных жителей.

По словам директора информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве Дарьи Чижовой, заявление Ашимбаева направлено на внутреннюю аудиторию в связи с социально-экономическими опасениями последствий наплыва россиян на фоне мобилизации. Жители Казахстана чувствуют изменения цен на рынке аренды жилья, говорит она.

В среднесрочной перспективе ситуация должна стабилизироваться и вряд ли Казахстан будет принимать какие-то чрезвычайно жесткие решения по пересечению границы россиянами, считает Чижова. Позиция властей Казахстана может в дальнейшем усложнить релокацию россиян, стремящихся остаться в стране, полагает она.

Миграцию из РФ критикуют и в других странах постсоветского пространства. 26 сентября депутат оппозиционной грузинской партии «Единое национальное движение» Нона Мамулашвили заявила, что власти Грузии должны закрыть границы для мужчин из России в возрасте от 18 до 55 лет. Официальные лица страны это заявление не поддержали. По данным пресс-службы главы Северной Осетии, по состоянию на день 26 сентября порядка 3500 легковых автомобилей ожидают проезда на пункте пропуска «Верхний Ларс». Власти Азербайджана, у которого также с Россией есть сухопутная граница, а также Армении, входящей в ЕАЭС, не сообщали о намерении закрывать въезд военнообязанным россиянам.

По словам Притчина, власти Армении, а также не входящих в ЕАЭС Грузии и Азербайджана вряд ли будут закрывать границы для мужчин – в России значительное число как временно проживающих там граждан, так и других мигрантов из этих стран, на которых может отразиться зеркальный ответ Москвы. «Ведомости» направили запросы о возможных ограничениях на въезд россиян в МИД Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Киргизии, Китая, Монголии и Узбекистана.