В Италии впервые с 1946 года к власти могут прийти крайне правые
Отношение Рима к антироссийским санкциям и поставкам оружия Киеву это вряд ли изменитВ Италии 25 сентября прошли досрочные выборы в парламент. По их итогам лидер ультраправого движения «Братья Италии» 45-летняя Джорджа Мелони может стать первой женщиной-премьером в стране. У «Братьев» есть партнеры: «Лига» бывшего премьера страны Маттео Сальвини и «Вперед, Италия» Сильвио Берлускони, четыре раза возглавлявшего правительство.
Согласно последним соцопросам Ipsos, проведенным 9 сентября, до запрета на экзитполы в канун выборов, «Братья» набирали 25,1%, «Лига» – 12,5%, «Пять звезд» экс-премьера Джузеппе Конте – 14,5%. В случае если правая коалиция достигнет соглашения с левоцентристской Демократической партией (20% по опросам), она сможет сформировать правительство.
Поводом для проведения досрочных выборов стала отставка в конце июля 2022 г. премьер-министра Италии Марио Драги после череды скандалов в коалиционном правительстве, в состав которого входили леволибералы, популисты и правоконсерваторы.
В частности, это произошло после отказа лидера правого движения «Пять звезд» Конте участвовать в голосовании по очередному пакету мер экономической поддержки населения и бизнеса Италии на 23 млрд евро, который правительство республики увязало с доверием исполнительному органу. Отказ от голосования был объяснен недостаточностью предложенных мер. До этого, в том же месяце, Конте заявлял о решении выйти из парламентской коалиции из-за решения Драги поставлять оружие Украине.
В Италии идет не только противостояние на выборах между право- и левоцентристами, но и «расползание» левых, поэтому результаты голосования могут еще оказаться внезапными, учитывая, что последние экзитполы были две недели назад, говорит доцент кафедры интеграционных процессов и старший научный сотрудник ИМИ МГИМО Елена Маслова. Причем кроме Мелони значительные шансы улучшить результат у партии Конте, единственного итальянского политика, выступающего против поставок оружия Киеву и продолжающего традицию невовлечения Рима в вооруженные конфликты, продолжает Маслова.
В целом же и правоцентристы, и Мелони, и левоцентристы, наоборот, за поставки оружия Украине, говорит эксперт. Лидер «Братьев» ранее неоднократно подчеркивала свой атлантизм в военно-политическом и приверженность общему курсу ЕС в экономическом плане. Так что каких-то сюрпризов от возможной правой коалиции тут вряд ли можно ожидать, считает Маслова.
Что касается участия Италии в разработке новых санкций против России и отказа от ее энергоносителей в случае создания правой коалиции, тут, скорее всего, курс также будет преемственным. Но хороший результат Конте может привести к тому, что в вопросе эффективности или вредоносности антироссийских санкций для Италии, как и в вопросе поставок оружия, возобновится дискуссия на фоне роста цен на энергоносители и энергетического кризиса.
Мелони, в отличие от французской Марин ле Пен, с которой ее сравнивают, ярко выраженный атлантист, соглашается руководитель Отдела европейских политических исследований ИМЭМО Надежда Арбатова. Несмотря на то что она евроскептик и выступает за повышение роли Италии в ЕС, она не подвергает сомнению целостность союза и подчинение Рима решениям Еврокомиссии под лозунгом «меньше Европы, но больше хорошей Европы», говорит Арбатова.
Мелони понимает, что выход Италии из ЕС и лишение дотаций – самоубийство для Рима, сам он с энергетическим и другими кризисами не справится, продолжает Арбатова. Такой компромиссной и нетипичной для правого электората платформой она хочет расширить свою социальную базу, считает эксперт. Позиция Мелони проукраинская, по крайней мере на данном этапе, до окончательной победы. Кроме того, Мелони поддерживает и либеральный экономический курс экс-премьера Драги. Партнеры Мелони, если коалиция будет создана, будут подчеркивать другие темы: Берлускони – свою роль как гаранта членства в НАТО и одновременно налаживания отношений с Россией, Сальвини же сосредотачивается на теме миграции, болезненной для итальянцев, заключает эксперт.
На момент сдачи номера в печать результаты выборов в Италии не были опубликованы.