США и Франция предлагают расширить Совет безопасности ООН

Эту попытку подорвать позиции России будет крайне трудно реализовать
США не призывают к исключению из числа постоянных членов СБ ООН России, несмотря на критику в ее адрес
США не призывают к исключению из числа постоянных членов СБ ООН России, несмотря на критику в ее адрес / Anna Moneymaker / Getty Images via AFP

Президент США Джо Байден заявил во время выступления на Генеральной ассамблее ООН 21 сентября, что поддерживает идею расширить состав Совета Безопасности (СБ). «Пришло время для ООН стать более инклюзивной организацией, которая будет эффективнее реагировать на нужды современного мира. США поддерживают расширение состава членов Совета Безопасности ООН, включая постоянных членов», – сказал Байден. С момента основания СБ ООН в 1945 г. в него всегда входило пять постоянных членов: США, Китай, СССР (с 1992 г. – Российская Федерация), Великобритания и Франция.

Днем ранее с похожей инициативой, дополненной ограничением права вето отдельных членов СБ ООН, выступил на Генассамблее французский президент Эмманюэль Макрон. Он мотивировал свое предложение тем, что на фоне проведения Россией военной операции на Украине в мире усилились угрозы «фрагментации» мирового сообщества, увеличения числа «нерешаемых конфликтов» и «распространения оружия массового уничтожения». На эти вызовы, заявил Макрон, нельзя ответить без региональных держав, которые и стоит включить в СБ ООН как новых постоянных членов. Права вето французский президент предложил лишать постоянных членов в случае обвинения их в «массовых преступлениях».

США не призывают к исключению из числа постоянных членов СБ ООН России, несмотря на критику в ее адрес. Об этом 20 сентября заявил советник Байдена по национальной безопасности Джейк Салливан. 21 сентября канцлер ФРГ Олаф Шольц также предложил дать Германии место постоянного члена СБ.

Это далеко не первое предложение изменить состав СБ ООН или исключить из него Россию за время существования организации, говорит адвокат, эксперт в области международного права Сергей Гландин. Он обратил внимание, что согласно ст. 108 и 109 Устава ООН внести в него коррективы непросто. Поправки вступят в силу только в случае, если две трети государств – членов организации из 193 их ратифицируют. Вполне вероятно, что их инициаторы не смогут набрать достаточно голосов. Поэтому до сих пор ни разу, кроме технических правок вроде изменения названий стран, Устав ООН не менялся, заключает эксперт.

Директор Российского совета по международным делам (РСМД) Андрей Кортунов напомнил, что предыдущая попытка реформы ООН не удалась потому, что рассматривалась почти целиком как изменение состава СБ и механизмов использования права вето. Это вопрос важный, но не единственный в функционировании организации, говорит Кортунов. Он согласен, что в Уставе ООН есть положения, которые допускают его реформу. Для этого нужно будет собрать конференцию участников, которые рассмотрят новую редакцию устава или новый устав, но на это требуется согласие квалифицированного большинства членов организации, т. е. некий политический консенсус среди значительного числа членов. В первую очередь важно, чтобы основатели организации и постоянные члены СБ могли бы договориться о параметрах этих изменений. В противном случае они будут воздействовать на своих партнеров, чтобы те заблокировали возможные предложения об изменении Устава ООН, говорит Кортунов.

Реформа ООН фактически означает пересмотр того миропорядка, который сложился после Второй мировой войны, подчеркивает директор РСМД. «Обычно пересмотр такого миропорядка происходит после какого-либо крупного военного конфликта, – продолжает он. – Текущая ситуация создает для Запада соблазн использовать конфликт для того, чтобы попытаться подвинуть Россию».